$505.15 €550.31 ₽5.89
×

В каких условиях живут дети — сироты в Актау?

AstanaTV
03.06.2018г. в 20:00
6344
 В каких условиях живут дети — сироты в Актау?

Случай на западе страны, где ребенка вернули обратно в детский дом, обнажил серьезную проблему. Как на законодательном уровне, так и в обществе. Получается, что любой опекун в нашей стране, разочаровавшись в ежемесячном пособии в 24 тысячи тенге, или столкнувшись с другими обстоятельствами не финансового характера, может отказаться от малыша. И не несет за это это ответственности. Травма же, полученная ребенком, формирует его дальнейшее мировоззрение. После такого возвращенный обратно не сможет доверять миру и людям, отмечают психологи. Актауская девочка нежеланной оказалась дважды. первый раз от нее отказались сразу после рождения, а затем бросила и родная бабушка. Казахстанских детей усыновляют и иностранцы. За последние 5 лет, по данным Минобразования, новые семьи в других странах обрели больше 150-и наших малышей. Ежегодно снижается и число детских домов, но сирот от этого меньше не становится. В каких условиях живут брошенные дети и какую помощь получают будущие родители в Центрах поддержки усыновления? истории собрала Светлана Султангереева. ​

Детская деревня семейного типа в Актау. Сегодня здесь живет 41 ребенок. В прошлом году пятеро детей обрели новые семьи, а остальные ребятишки, по словам сотрудников учреждения, чувствуют себя как дома. Занимаются спортом и вышивают крестиком. Все как в обычной семье, говорит Роза Жумадибекова. У каждой мамы-воспитателя в деревне в среднем 6-7 детей. По словам женщины, период адаптации не превышает и трех дней.

Роза Жумадибекова, мама-воспитатель детской деревни семейного типа г.Актау:

Вместе. Всегда вместе. С утра до вечера. Даже ночью. Бывает, иногда маленькие захотят, посидим, полежим, мультики смотрим. Взрослые девочки приходят, рассказывают свои секреты. Всякое бывает. Как в семье…

С начала года под опеку передали трех  малышей. Если дети не находят новых родителей, то они с маленького возраста и до совершеннолетия проживают в стенах детских учреждений. Специалисты с сожалением отмечают, что обрести новую семью получается не у всех.

В свои 15 лет Саша Козлова пережила две большие трагедии. С разницей в год потеряла родителей. Девочку ждал детский дом. Но, вмешалась вторая жена отца – Татьяна. Друг друга они знали долгие годы, даже жили вместе. Поэтому, семье предстояло пройти лишь формальности

Татьяна Козлова, мама А.Козловой:

Все прошли, опекунство оформляли вместе мы и плакала она. Сильно плакала, что ее заберут в детский дом и в школе она просила, что помогите, чтобы меня не забрали. Нам школа хорошо помогала собирать документы.

Александра Козлова:

…Я ей очень благодарна. За то, что она меня забрала к себе. За то, что все так получилось. Да, действительно было страшно идти. Я маме хочу сказать спасибо.

История маленькой девочки из Атырауской детской деревни семейного типа на этой неделе взбудоражила казахстанцев. В первый раз от малышки отказались сразу после рождения. Через несколько лет родная бабушка приняла решение забрать внучку домой. Однако, вскоре родственница вернула ее обратно. Комментировать ситуацию руководство учреждения, как и областное Управление образования отказались.

Кайыргали Кенжегалиев, руководитель управления образования Атырауской области:

Я думаю не надо, потому что это и ребенку психологическая травма, родителям и ребенку. Поэтому мы думаем, что не надо давать интервью. Мы так решили.

Как выяснилось, пенсионерка вернула ребенка обратно в детдом из-за маленького пособия. Его размер составляет 24 050 тенге. Именно столько сегодня получают опекуны в Казахстане. Ежегодно сумма увеличивается согласно росту МРП. Но, в среднем это примерно на 1000 тенге больше, уточнили в городском акимате.

Жулдыз Агманова, специалист органа опеки и попечительства акимата г. Актау:

Родители, которые берут ребенка из детского дома или детей, которые остались без попечения родителей, они не должны рассчитывать на деньги от государства. Они должны взять ребенка как своего воспитывать и дать полноценное развитие, рост ребенка.

В Восточном Казахстане работает Центр поддержки усыновления. Один из его проектов – школа приемного родителя. На 14 занятиях потенциальные опекуны получают психологическую и юридическую помощь. В школе взрослых проверяют, смогут ли они в будущем стать родителями для приемных детей.

Карина Марянян, представитель Центра поддержки усыновления «Жанұя»:

Многие боятся, когда усыновляют, и все? Больше ничего, никакой помощи не будет? И поэтому проект Жануя еще создали программу сопровождения. Где приемные родители, когда уже забрали ребенка в семью проходят также 12 занятий. Как же работать с этим ребенком, как жить, как воспитывать. И получается, что не воспитывать, а надо этого ребенка растить. И мы этому обучаем.

По мнению детских психологов, возврат ребенка в детское учреждение не только предательство со стороны родных людей, но и серьезная травма на всю жизнь. Чем старше ребенок, тем тяжелее его психологическое состояние, и не исключено что это может значительно сказаться на его здоровье.

Елена Игина, детский психолог г.Актау:

В большей степени можно после терапии, что-то сгладить, но в бОльшей степени это будет человек, который не будет никому доверять. Никому. Очень трудно ей будет вообще построить отношения с кем либо. 

История с девочкой из Атырау не оставила без внимания и юристов. Сегодня в законодательстве для опекунов не предусмотрено никакой ответственности. Поэтому за такое отношение к детям необходимо наказывать, говорят эксперты. Чтобы избежать в будущем таких случаев, нужно внести поправки закон о семейных отношениях, говорит Игорь Машинский.

Игорь Машинский, юрист:

И парламенту как законодательному органу нужно более внимательно посмотреть на все эти отношения и повысить прежде всего ответственность самих государственных органов по даче разрешения на опеку и попечительство, с тем, чтобы до того как ребенок будет передан, чтобы все вопросы моральные и психологические были решены.

Сегодня Мангистауская область занимает последнее место по количеству брошенных детей. К примеру, в 2017-м в доме малютки находилось 26 малышей. К концу года все они нашли новые семьи. Лидером же является Карагандинская область. К слову опекунами для казахстанских детей не редко становятся и иностранные граждане.

По данным Комитета по охране детей, с 2013 по 2017 годы из 12 420 детей 138 усыновили граждане европейских государств. Еще 14 сирот попали в семьи из стран СНГ. По состоянию на 1 января этого года, число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Казахстане составляло 27 274. Под опекой находятся – 18 941 ребенок, на патронатном воспитании – 1 900, в приемной семье 92, в детском доме на базе семьи 118, в организациях для детей сирот, оставшихся без попечения родителей – 6 223 малыша.

Светлана Султангереева, корреспондент:

По данным министерства образования и науки, количество воспитанников в детских домах за последние 9 лет сократилось на 60%. Цифра не маленькая, но и идеальной ее назвать сложно. В органах опеки говорят, что статистика снижается и за счет тех родителей, которые отдают своих детей в детские дома на время. То есть, до решения своих бытовых или материальных проблем…

Светлана Султангереева, Ирина Якунина, Айгерим Кусаинова, Рашид Исмагилов, Нурбол Мугалим,  Руслан Ли и Евгений Мутыль. Специально для программы Избранное за неделю.