$477.45 €527.1 ₽5.24
×

Странам Центральной Азии стоит сделать выводы из терактов в Брюсселе, - эксперты

AstanaTV
27.03.2016г. в 20:00
1111
Странам Центральной Азии стоит сделать выводы из терактов в Брюсселе, - эксперты

Тема безопасности становится все острее каждый день. Террористические акты, увы, стали почти «привычными». И достаточно близкими  в географическом плане для нашей страны. Я имею в виду Турцию, например. Напряженной становится обстановка и  между Кыргызстаном и Узбекистаном. Традиционным камнем преткновения на неделе стал участок границы с «несогласованным» статусом.  Унгар-Тоо, фактически находится в пользовании Кыргызстана, однако 18 марта узбекская сторона выставила 2 поста, объясняя это усилением мер безопасности в связи с празднованием Наурыза. Однако, даже после праздничных мероприятий узбекские пограничники эти места так и не покинули. В ответ  Бишкек отреагировал достаточно нервно, заявив, что расценивают это,  я процитирую специального представителя правительства Кыргызстана по приграничным вопросам « как неправильный шаг, можно оценить его как вторжение на нашу территорию, поскольку статус Унгар-Тоо еще не определен». Конец цитаты. Кроме того, по информации Курбанбека Искандарова, это не единственный спорный участок границы.

Графика: Курбанбек Искандаров, специальный представитель правительства Кыргызстана по приграничным вопросам:

«Унгар-Тоо – несогласованный участок, находящийся в фактическом пользовании Кыргызстана. Есть такие же несогласованные участки, используемые Узбекистаном. Здесь я считаю шаг узбекской стороны неправильным, можно оценить его как вторжение на нашу территории, поскольку статус Унгар-Тоо не определен. Есть такой же участок Тешик-Таш площадью 76 га в Сузакском районе. Это участок по всем документам паритетной комиссии принадлежит нам, однако она обнесена колючей проволокой и Узбекистан использует участок в качестве пахотных земель. Есть участок Ношкен в Ноокатском районе – также несогласованный участок, используемый Узбекистаном»

Позже, ситуацию удалось урегулировать. Узбекская сторона все-таки отвела военных. Но как говорится, «осадок остался». Напомню, что это уже не первый конфликтный случай на приграничных территориях двух государств. И политологи, считают, что этот вопрос  в целях безопасности всего региона требует скорейшего решения. Ведь подобными межстрановыми обострениями могут воспользоваться  террористические группировки. В своих целях. В этом аспекте, пожалуй, стоит упомянуть о ратификации казахстанским парламентом соглашения о сотрудничестве государств – членов ОДКБ в области перевозок воинских формирований их движимого имущества и продукции военного назначения. Напомню, сам документ был подписан еще в сентябре, в Душанбе. Соглашение имеет вполне конкретный характер – борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности всех подступов территории ОДКБ. Как показывает практика, главный козырь любого государства в противодействии  терроризму – работа на упреждение. Европейские примеры, к сожалению, политологи называют не очень показательными. В данном случае речь идет о теракте  в сердце Европейского союза – Брюсселе. Ни власти, ни спецслужбы города, в котором расположены стратегически важные штаб-квартира НАТО, Евросоюза и секретариат стран Бенилюкса, в итоге не смогли обеспечить собственную безопасность, при том, что как утверждают европейские СМИ, знали о готовящихся террористических актах. Почему? Анализировала Анар Сюмбаева.

22 марта 2016 года международный аэропорт бельгийской столицы и станция метро Мальбек в одночасье стали центром внимания мирового сообщества.  Два мощных взрыва прогремели сначала в аэропорту. Еще одна бомба детонировала в подземке. Погиб 31 человек, около 300 ранены. Спустя сутки силовики  установили, что теракты – дело рук братьев-смертников Ибрагима и Халида эль-Бакрауи. Еще один террорист пока не опознан, другой объявлен в розыск. Полицейские сумели обезвредить еще одну бомбу. Все благодаря показаниям бдительного таксиста, узнавшего своих пассажиров, когда их показывали по телевизору.

После терактов силовики начали массированно проводить рейды в районах Брюсселя. Первым делом под раздачу попали коммуны, испокон веков считавшиеся иммигрантскими. Это, снискавшие печальную известность, районы Скарбек и Моленбек. Последний «засветился», как вотчина исполнителя и организатора Парижских терактов в ноябре 2015 года Салаха Абдеслама.  Его поймали здесь же, спустя 4 месяца после атак. Эти два района снискали себе славу «прибежища» террористов. Причин тому несколько - низкий уровень жизни в мусульманских районах, безработица, отсутствие образования и…плохая работа полиции.

Азимбай Гани, эксперт:

В Европе на каждой улице видеонаблюдение, но частная жизнь неприкосновенна. Это аксиома. То есть у правоохранителей, связаны руки. Вместе с тем, у них есть все инструменты для борьбы с терроризмом - слежка, прослушка, внедрение агентов. Однако, судя по последним событиям, все это делается, спустя рукава.

Слова эксперта подтверждает хотя бы то, что о местонахождении Салаха Абдеслама бельгийские власти знали еще три месяца назад. Но задержали его лишь 18 марта, за 4 дня до взрывов в Брюсселе. Выяснилось, что конфиденциальный отчет об этих данных почему-то не отправили в вышестоящие органы. Причина – в самой системе. Парадоксально, но в Шенгенской зоне, где люди свободно перемещаются из одной страны в другую, силовые структуры фактически не сотрудничают друг с другом. По мнению экспертов, именно это и стало главной причиной того, почему, спецслужбы «проморгали» теракт в Брюсселе. Ведь они понимали, что раз организатором и исполнителем взрывов был житель бельгийского Моленбека, то жди новых терактов уже в самой Бельгии. 

Мэтью Хенман, глава  IHS Jane’s Terrorism and Insurgency Centre:

Боевики четко знали, куда бить. Метро и аэропорт – наиболее важные объекты инфраструктуры, где повышены меры безопасности. То есть, на подготовку теракта такого масштаба ушло несколько недель. Террористы явно разработали очень сложную сеть, которая способна не только готовить отдельные взрывы, но и серии атак. И это становится огромной головной болью для служб безопасности.

Маулен Ашимбаев, депутат Мажилиса Парламента РК:

Видимо, жители этой страны, которые осуществили теракты, они готовились к этому на протяжении нескольких лет, поэтому я думаю, что здесь нужно сделать вывод, что в предстоящий период странам надо активизироваться против терроризма. В том числе и странам СНГ.

Сейчас в Брюсселе, куда ни глянь – повсюду люди в форме. Особенно их много в Скарбеке, где накануне задержали 6 человек. Но жителей Бельгии это не успокаивает. Также как и то,  что власти снизили уровень террористической угрозы. Взрывы в самом сердце Европы, городе, где расположены  штаб-квартиры НАТО и Евросоюза, в одночасье изменили настроение людей.

БЛИЦ:

Я сильно нервничаю. Эти полицейские и военные на улицах не слишком обнадеживают. Я впервые после терактов спустился в метро. Меня не покидает странное чувство, что сейчас вдруг может сработать бомба. 

Видимо, не зря именно Бельгию называют «поставщиком террористов». Больше всех джихадистов, воюющих сейчас в Сирии, родом из этой страны. И еще неизвестно, сколько из них, повоевав, возвращаются в свои родные брюссельские районы.

Козы-Корпеш Карбузов, президент Центра военно-стратегических исследований при МО РК:

Ни одно государство в мире не может гарантировать, что их граждане не воюют в горячих точках, где происходит борьба с  экстремизмом и терроризмом. Потому что они наши граждане, завтра они могут вернуться, и мы заранее должны определить приоритетные меры и четкие позиции по борьбе с этим злом.

После терактов Евросоюз гудит словно улей. Все мировое сообщество решительно осуждает теракты и смерть невинных людей. Чуть ли не каждый день проходят заседания. Официальные лица договариваются «объединить усилия», и «принять пакет мер». Но вряд ли  высокие чины до конца  понимают, как это сделать. Ведь  «исламистские гетто», где боевик может без труда залечь на дно, есть в каждом крупном европейском городе. Это и Сен-Дени в Париже, где после ноябрьских терактов полиция искала подозреваемых, Нойкёльн в Берлине, Ринкебю в Стокгольме и Тинкбьерг в Копенгагене.

Анар Сюмбаева, Алмас Жулубаев, для программы «Избранное за неделю».