Спорт Қазақстан
$448.15 €483.46 ₽4.86
×

В Казахстане ожидается дефицит топлива, - аналитик

AstanaTV
29.11.2015г. в 20:30
723
В Казахстане ожидается дефицит топлива, - аналитик

Но ситуация на местах надо сказать оставляет желать лучшего. Региональные власти не могут даже вовремя освоить выделенные им государственные средства, не говоря уже о создании условий для иностранцев. Недочеты акиматов на неделе озвучили на селекторном совещании Правительства. По данным Миннацэкономики, сразу в 5-и регионах проекты по линии «Нұрлы жол» на грани срыва. Причина в низком  освоении  бюджетных тенге. В отдельных случаях миллиардные средства лежат тяжелым грузом из-за поздних конкурсов и не подготовленных документов. Хотя проекты ранее были заявлены. В «черном списке» профильного ведомства  лидирует Астана, освоившая всего лишь 13 процентов средств. Но столичные власти пообещали уложиться в срок. В перечне также числится и Карагандинская область, где антикризисная программа реализуется с грубыми нарушениями и низкими темпами. Однако здесь произошла казусная ситуация. Премьер Масимов на заседании Правительства передал слово Нурмухамбету Адбибекову, но акима промышленного региона не оказалось на месте. Ушел в отпуск. И вот как отреагировал Масимов на эту новость.

Нашим чиновникам и неторопливым подрядчикам есть чему поучиться у китайцев, которые возводят крупные автомобильные мосты всего за 43 часа. На этих кадрах рабочие разбирают старый мост всего за несколько часов, а затем подгоняют новую конструкцию, немножко времени отводится на монтажные работы и прокладку асфальта. Этот мост в Пекине имеет стратегическое значение и останавливать движение нельзя. Поэтому и сроки такие сжатые: на его строительство дают всего двое суток. Все это в ускоренном режиме смотрится весьма  эффектно. Ранее этой китайской компании удалось возвести небоскрёб всего за 19 дней.

В Казахстане же затягивается не только строительство социальных объектов, но и модернизация сразу двух НПЗ - в Шымкенте и Павлодаре. В последнем случае сроки передвигают из-за финансовых проблем. Завершить все работы планируют к середине 2017 года. Глава «КазМунайГаза» Сауат Мынбаев пообещал договориться с китайцами о финансировании нефтеперерабатывающих заводов. Но прийти к компромиссу с партнерами из Поднебесной, по всей видимости, будет нелегко. Тем более, что они требуют госгарантий под займ, чего Казахстан пока дать не может. Опрошенные командой «Избранного» эксперты полагают, что Правительство не уложится в срок с ремонтом двух НПЗ и простой заводов может привести к серьезному дефициту топлива внутри страны. И во избежание  резкого повышения стоимости ходовых марок бензина, Правительству нужно снова вернуть регулирование цен, говорят аналитики.

Сергей Смирнов, аналитик нефтегазового рынка:

Анализ ситуации с постоянным дефицитом топлива приводит к выводу, что в этом не заинтересованы ни сами заводы, ни оптовые реализаторы горючего. Мощность наших заводов не в состоянии насытить рынок топливом и поэтому свыше миллиона тонн приходиться завозить из России и других стран. А вот этот отказ приведет к тому, что ситуация замораживается на неопределенное время. Но не факт, что эти планы будут реализованы. Если не вернутся назад к регулированию цен, то это приведет к дальнейшему росту цен.

По прогнозам Минэнерго, нефтяной сектор ждут тяжелые времена. НО сокращение рабочих мест компенсируют за счет расширение крупных проектов. На этой неделе наша съёмочная группа побывала в Мангистауской области, где в нелегком положении оказались крупные сервисные компании. По словам генерального директора «Казмортрансфлот» Марата Орманова, «Тенгизшевройл» уже полностью приостановил экспорт нефти через морской порт Актау. Снижение поставок началось с января 2013 года после введения единых тарифов на перевозку «черного золота» по железным дорогам стран ЕАЭС. После чего нефтяные компании просто не захотели работать в убыток и переориентировали свою продукцию на другие маршруты. Вслед за ТШО, из морского порта Актау перестали отгружать и Кумкольскую нефть. Этот участок покинула и крупная казахстанско-китайская компания «CNPC-АктобеМунайГаз».

Марат Орманов, генеральный директор АО «Казмортрансфлот» ТШО:

Уже не идет сегодня, с июля месяца этого года. ТШО весь объем развернул в КТК. Сегодня практически никого не осталось. Мы вот ищем частными компаниями, с трейдерами частными какие-то объемы. Где-то в месяц 100 тысяч перевозим, 130 тысяч в месяц. На Махачкалу в основном везем. Это объемы Каражанбаса, пытаемся «МангистауМунайгаз» убедить. Вот так за объемы боремся. Сейчас мы в основном ушли в Туркмению, на Баку возим. По балансу нефти с прошлого года порт Актау стоит "ноль".