При едином воздушном пространстве внутри ЕАЭС Казахстан может потерять
национального авиаперевозчика, - считает заместитель председателя НПП
«Атамекен» Рахим Ошакбаев. Правда, в случае внедрения принципа «открытого неба»
выиграют потребители: снизятся цены на авиабилеты.
Однако, по мнению Ошакбаева,
«Эйр Астана» не выдержит конкуренции с «Аэрофлотом», который получает солидные
средства от европейских компаний. Последние платят специальные сборы за
использование воздушного пространства России, и все средства идут в «Аэрофлот»,
- пояснил он. Эти нормы в Национальной палате предпринимателей назвали, по
меньшей мере «странными». Вот, что в частности сказал Рахим Ошакбаев.
Рахим Ошакбаев, заместитель председателя НПП «Атамекен» РК:
Детальный и подробный анализ показал, что в случае такой радикальной
либерализации доступа на рынок авиаперевозок наша знаменитая авиакомпания Air
Astana, она не сможет конкурировать, допустим, с компанией «Аэрофлот». Потому что
в России действуют очень странный принцип: когда европейские компании пролетают
через территорию Российской Федерации, они платят определенный сбор, и этот
сбор полностью напрямую идет компании «Аэрофлот» в качестве субсидии. В итоге
при либерализации мы не получим справедливой конкуренции, то есть, компания
«Аэрофлот» будет иметь очень серьезное преимущество и здесь все расчеты
убедительно показывают, что в случае перехода к принципу открытого неба, мы
просто потеряем рынок отечественных авиаперевозчиков.
А уже на совещании по вопросам антимонопольного регулирования на площадке
НПП, член коллегии Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов
рассказал о действующих тарифах авиаперевозчиков. На его взгляд, стоимость
услуг казахстанских и российских авиакомпании сильно разнится, даже по одному
маршруту. При этом он оговорился, что разницу в тарифах нельзя назвать
нарушением, но в ЕЭК просят «Эйр Астану» и «Трансаэро» разъяснить принцип
формирования тарифов в течение месяца.
Нурлан Алдабергенов, Министр по конкуренции
и антимонопольному регулированию ЕЭК:
В поле деятельности все время попадают именно две компании – «Трансаэро» и
Air Astana на маршрутах Москва-Астана. Мы часто очень летаем, рейсы очень
загруженные, стоимость составляет от 50 до 60 тыс. тенге. Такое же расстояние
Москва-Караганда практически в два раза дешевле. Если «Эйр Астану» взять, то на
таком же расстоянии Алматы-Казань стоит 38 тыс тенге. Компании должны понимать,
что там, где идет увеличение спроса, в этом случае необходимо устанавливать
правильные равные цены.
Ерлан СИСЕНОВ