В
Московском представительстве авиакомпании QATAR AIRWAYS телеканалу «Астана»
сказали, что не слышали о планах по покупке доли в АО «Эйр-Астана». Между тем, в самом национальном перевозчике
выражают обеспокоенность по поводу грядущей продажи доли государства, которая на сегодняшний момент составляет 51%.
Авиаперевозчик даже обратился в казахстанский Кабмин с просьбой не продавать.
Главный аргумент - потеря статуса
национального перевозчика, что в перспективе может негативно сказаться на
географии полетов. Поскольку по стандартам ИКАО в крупных авиакомпаниях доля
государства должна быть на уровне контрольного пакета.
Когда
19 ноября Сенат принял сопутствующий документ к законопроекту «О
государственных закупках» обеспокоенность проявил только депутат Сергей Громов.
Он обратил внимание правительства на то,
что снятие ограничения на долю участия
иностранцев в авиакомпаниях - чревато. И напомнил, что в свое время, именно это
ограничение Казахстан ввел в 2010 году. После того, как «Эйр Астане», доля
государства в которой на тот момент составляла 50%, запретили летать в Россию.
Оказалось, что не положено. По рекомендациям ИКАО допустимая норма иностранного
владения не должна превышать 49%. И вот спустя пять лет ситуацию отыграли
обратно.
Сергей
Громов, депутат Сената Парламента РК:
Причинами
побуждающими устанавливать такие ограничения являются, то, что нацперевозчик
или перевозчик считается объектом стратегического значения. То, что
авиакомпания, находящаяся в иностранном владении должна быть выведена из
внутреннего рынка. То есть, они не могут летать на внутренних перевозках. И то,
что воздушные суда, находящиеся в собственности нацкомпании в случае
необходимости могут быть легко доступны для использования в целях
государственной обороны или в чрезвычайных обстоятельствах.
Теперь
забеспокоились в самой «Эйр Астана», поскольку нацперевозчик попал в
приватизационные списки. И доля фонда «Самрук-Казына» будет продаваться. Даже
говорят, что и покупатель есть. QATAR AIRWAYS. Но в московском
представительстве арабских авиалиний о такой перспективе не слышали.
Наталья
Андреева, административный ассистент представительства QATAR AIRWAYS в Москве:
Нет.
Ничего не слышали.
Может
у вас были какие-то указания с головного офиса с Катара?
Ничего
не могу сказать вам, прокомментировать…
В
Эйр Астана нам пояснили, что в случае продажи контрольного пакета акций,
компания автоматически потеряет статус национального перевозчика. Что касается
финансовых показателей, то Эйр Астана на
рынке, как внутреннем, так и международном чувствует себя уверенно. Воздушный
парк обновляется регулярно. Поэтому веских причин для продажи доли государства
нет, - считают некоторые эксперты.
Белла
Тормышева, вице-президент по корпоративным коммуникациям АО «Эйр Астана»:
Кто
бы ни зашел, катарские авиалинии, другие авиалинии, тогда автоматически
Национальный перевозчик теряет свой статус. Он, получается, будет в
подзразделении этой компании. То есть, он будет работать не на благо нашей
страны, а в пользу своей. Другими словами, он превратится в транзитного
перевозчика.
Сегодня
мы спросили мнения и некоторых
мажилисменов, которые также работали над
законопроектом по госзакупкам. Но о ситуации вокруг продажи доли в «Эйр
Астана» многие не знают. Более того, не
понимают создавшейся дискуссии вокруг этого вопроса.
Мейрам
Бегентаев, депутат Мажилиса РК:
Если
мы хотим стать открытым государством, то нам нужно передавать многие наши
компании в разные руки. Мы не разделяем иностранцы или не иностранцы. Главное
чтобы было выгодно государству. Во главу угла ставится выгода наших граждан.
Выгода
- выгодой, но пока не ясно, как на изменение составе акционеров
нацперевозчика могут отреагировать в ИКАО? Ведь рекомендации по
иностранному участию никто не отменял. Пока же «Эйр Астана» обратилась к правительству
с просьбой не продавать долю «Самрук-Казына». Сам фонд 15 декабря должен
представить Кабмину окончательный список активов, подлежащих приватизации.
Анар СЮМБАЕВА