Возвращаясь же к большому разговору в Акорде, отмечу, что теперь ЭКОНОМИЯ средств во главе угла. Особенно госсредств. Но судя по цифрам, которые прозвучали на расширенном заседании кабмина, экономить у чиновников пока не получается. Или нет такого желания. Оказалось, что только у госфонда «Самрук-Казына» работают 36 представительств по всему миру, причем выхлоп – нулевой. Правда, за то, что они не сокращены до сих пор, досталось министру финансов Бахыту Султанову.
Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан:
Если бы у нас был нормальный министр финансов, казначей, он бы следил за каждой копейкой. А ты давал и давал, сколько просили. Осыны барлыгы ким есептейди? Казна государства, я тебе поручил, ты карман государства: мой личный представитель по тому, как следить за деньгами и казной государства, ну как такое позволить можно было? Бюджетты карагында айтпайсын ба: мыналардын кереки жок деп. Мынау керек, анау керек емес. Чтобы он 100 раз ходил, доказывал. У нас нет такого, все вы добрые за государственный счет. Что это такое? Министр финансов вот такой должен быть, вот надо лучше, по-моему, Жамишева поставить, ни с кем разговаривать не будет. Может он не нравится кое-кому, мне тоже он не нравится, но то, что он прямой как оглобля, это точно. В интересах государства, бережет.
Бережливость фонда Самрук-Казына, пожалуй, отдельная тема. Сейчас там активно избавляются от непрофильных активов. Из 560 компаний на 9-ти уровнях, должно остаться всего 200 на 3-х этажах. Прогнозируемая цена за все ненужные Самруку объекты – 2,5 триллиона тенге. Правда, не всегда удается продать по хорошей цене. Так, на неделе в госхолдинге отрапортовали об удачной сделке: продали Алматинский вагоноремонтный завод.
Мухит МАГАЖАНОВ, директор Департамента методологии и мониторинга закупок АО ФНБ «Самрук-Казына»:
Алматинский вагоноремонтный завод был реализован за 4,7 миллиарда тенге. Был реализован компании, юридическому лицу, которая является резидентом республики Казахстан, т.е. бизнес остался в Казахстане.
Команде Избранного удалось найти документ об оценке этого объекта за 2014 год. Тогда, действующее и прибыльное предприятие оценили в 6 с лишним миллиардов тенге. Стоимость этого года претерпела изменения. Но напрашивается вопрос, неужели цена завода за неполный год упала почти на 2 миллиарда тенге? Другой разговор о тех лотах, что с госаукциона никак не продаются, по 3-4 раза. По информации правительства будет стоять вопрос об их ликвидации или реструктуризации. И тут мы подходим к самому интересному. Известно, что и в старых списках торгов, и в новом топ 60 с молотка собираются пустить энергетические объекты. По словам Умирзака Шукеева все электростанции, кроме гидростанций. А если их никто не купит? То как же дальше будет развиваться отечественная энергетика? Некоторые специалисты говорят, что АО «Астанаэнергосервис» тоже в списке «на продажу». С такой перспективой согласны не все отраслевые эксперты. Экономист и бывший энергетик Петр Своик, например, считает, что частнику в такой стратегически важной сфере – делать нечего. Энергетическим объектам, по мнению Своика, и под квазигосударственным началом живется не сладко.
Петр Своик, экономист, политолог:
Никаких управляющих структур не над ТЭЦ, над электростанциями, над тепловыми сетями, электрическими сетями не должно быть. И в тарифах не предусмотрено никаких отчислений на вышестоящие управляющие компании. В законе так. А в жизни совершенно по-иному. Буквально над всем существует тот или иной управляющий холдинг. И вот эти холдинги ведут сражение за то, кому забрать эту ТЭЦ-3. 01.48 Так прежде, чем решать кому отдать тот или иной энергокомплекс, вы хотя бы с этим разберитесь.
Кстати, команда Избранного тему возможной передачи энергокомплекса Астаны в третьи руки ведет уже продолжительное время. По «Астанаэнергосервис» мы направляли в акимат официальный запрос еще 12 октября. Ответа все еще нет. Хочется все-таки знать, АО хотят передать в доверительное управление или будут продавать в рамках топ-60? Если в доверительное, то кому? К сожалению, эти вопросы акимат оставил без ответа. Нет у столичных властей и внятной политики по строительству второй очереди ТЭЦ3. Тендер переносят на перманентной основе. Теперь ждем 2016 год. И здесь появляется альтернатива этому проекту – газификация Астаны. Деньги нашли. В ходе официального визита Президента страны в Великобританию подписали меморандум между нашим «КазТрансГазом» и британской Independent Power Corporation PLC. Документ предусматривает строительство 4-х газотурбинных электрических станций вдоль планируемого магистрального газопровода «Сарыарка». Ожидается, что британские инвесторы профинансируют строительство вышеуказанных станций в Астане, Караганде, Темиртау и Жезказкане с номинальной мощностью 400 мегаватт каждая. Сумма инвестиций 3 млрд. 100 млн. долларов. Вот и получается, что реализация этого проекта ставит под вопрос надобность строительства второй очереди ТЭЦ 3. Почему акцентирую внимание на ТЭЦ 3? Потому что за возведение её второй очереди частный холдинг хочет получить в управление всю энергосистему Астаны. По крайней мере, так нам сказал Петр Своик.
Петр Своик, экономист, политолог:
Он, что
называется небедный и не маленький. Тем более, что в основном, почти целиком
создан за бюджетные деньги. То, что частная управляющая компания очень хочет
получить все себе – это понятно. Наверное, не ради благотворительности, а
потому что понимает, что там что-то
есть, что можно забирать, перераспределять. 02.36. И если власть тоже понимает,
что там что-то есть, зачем частник туда и хочет зайти, то почему власть от
этого, что называется, прибавки, от этой прибавки, которую можно было бы
пустить на многие благие дела, отказывается. Это вопросы к власти.