Использовать
прицепы, получать специальные полугодовые разрешения на перегруз и проходить
контрольное взвешивание советуют в Министерстве транспорта и коммуникаций
собственникам большегрузных авто. Напомню, некоторые перевозчики усомнились в
исправности электронных систем взвешивания транспорта, которыми Минтранском
активно заменяет стационарные посты и которые, к слову, считают очень
эффективными: количество выявленных нарушений выросло в 3,5 раза. За счет
штрафов госказна пополнилась на 715 млн тенге против 195 млн предыдущего года.
Теперь эти суммы пойдут на ремонт автотрасс, беспощадно разбитых
крупногабаритным автотранспортом, которые движутся по трассе с перегрузом. За
этой темой следит моя коллега Ботагоз Саркулова.
Электронные
системы взвешивания или «арки», как их называют грузоперевозчики, работают вот
уже год. Новшество не только помогает содержать, а точнее, сохранять дороги в
надлежащем виде, но и видеть реальный грузопоток на казахстанских трассах. С
момента введения через них прошло уже более миллиона транспортных средств.
«Обкатка» новой системы не обошлась без критики. В основном со стороны
водителей. Мол, штрафы за перегруз не всегда обоснованы. С другой стороны, сами
же грузоперевозчики говорят, что поборы остались в прошлом. Это подтверждают и
в профильном ведомстве.
Асет
Асаубаев, председатель Комитета
транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК:
Если
до сегодняшнего дня имели место факты поборов на стационарных постах, решение
вопроса за превышение на дорогах без оплаты штрафа и т.д., данная
автоматизированная система позволяет исключить эти негативные факторы. То есть
это исключает фактор поборов и взяток на дорогах.
По
словам председателя комитета, данная система фиксирует весогабаритные параметры
авто в движении, не останавливая его. И при этом транспортное средство движется
с определенной скоростью, тем самым исключаются неоднократные остановки. В Минтранскоме также пояснили позицию ведомства по двум случаям. Первый, как мы до этого рассказывали, касается актюбинского предпринимателя
Евгения Щепетнова. C его слов, через три недели после рейса он получил предписание на оплату штрафа за превышение
осевых нагрузок в размере чуть более 346 тысяч тенге. Второй случай - компанией
"Рокос". "В случае с "Рокосом" GPS является средством
контроля, но не средством измерения", -
пояснил Асаубаев. Предприниматель же
Евгений Щепетнов говорит, что выставленный штраф пришлось оплатить, так как не
смог ничего доказать.
Евгений
Щепетнов, предприниматель (съемка от 12.02.14):
Перегруза
у меня не было. Груз был 17,5 тонн, машина весит 18 тонн, то есть
соответственно еще и не доставало до разрешенной массы. Я ничего не смог
доказать, просто оплатил штраф 346 тыс. и все.
По
данным Минтранскома, на тот момент система взвешивания в Аулиеколе, о которой
рассказывал актюбинский бизнесмен, не была сертифицирована. А предписание на
оплату штрафа могут формировать только прошедшие эту процедуру системы
взвешивания. Этим и объясняется отсутствие штрафных предписаний с этого пункта
контроля. В ведомстве признают, что стационарных контрольных весов по
Казахстану действительно не много - всего 5, но вот передвижных постов
транспортного контроля 32, поэтому перед выездом предпринимателям советуют
узнать расположение ближайшего поста в ситуационном центре и провести
контрольное взвешивание.
Более того, в Минтранскоме приняли решение оснастить
арки информационным табло. Тогда данные о перегрузе можно будет узнавать сразу
и в зависимости от ситуации вызвать мобильную бригаду для контрольного взвешивания.
Не
обошлось и без курьезов: пока в Министерстве транспорта и коммуникаций
занимались вопросом усовершенствования арок, а одни предприниматели думали, где
пройти контрольное взвешивание, другие перевозчики проезжали ровно посередине
дороги. Уверенные, что некорректный проезд обманет систему.
Темирхан
Мендыгалиев, заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МТК РК:
Это
является некорректным проездом транспортного средства, и на дорожную полосу,
прямо перед аркой, нанесена двойная сплошная линия, которую транспортное
средство согласно правилам дородного движения не должны пересекать.
Такой
маневр фиксируется камерами, и нарушителей будет ждать ближайший передвижной
пункт. Не только с контрольными весами, но и штрафом за пересечение двойной
сплошной полосы. Между тем, в соседней России вводится дополнительный налог для большегрузов, общий вес которых превышает
12 тонн. Эта норма будет введена уже в ноябре текущего года. Плата будет взиматься за каждый километр
пути.
Ясно одно, что в любом случае сохранность дорог - это ключевой фактор для
обеспечения устойчивой работы автодорожной сети. Стоит отметить, что ныне действующий в Казахстане механизм транспортного контроля апробирован во многих
странах мира и полностью оправдан. И сегодня активно внедряется на просторах
СНГ.
Ботагоз
САРКУЛОВА