«Авиакомпании - члены ИАТА очень обеспокоены
существующей системой поставки авиационного топлива в Республике Казахстан», -
указывается в официальном ответе ИАТА на запрос телеканала «Астана». В
сообщении, в частности, говорится о значительно высокой стоимости авиационного
топлива в аэропортах нашей страны. Цены «в крыло» в воздушных гаванях
Казахстана уже на протяжении длительного времени на 30 - 40 процентов превышают
глобальные рыночные цены, - отмечают в ИАТА. И если во второй половине этого
года глобальная цена на топливо снизилась, то ситуация в Казахстане осталась
прежней.
Небольшое исследование, проведённое ИАТА показывает, что средняя цена
на авиационное топливо в аэропорту Астаны составляет 1215 долларов США за
тонну, а в Алматы на 35 долларов дороже. Такая стоимость на авиационное топливо
выше почти на 70 процентов, чем в аэропортах Москвы. Подобные завышенные цены
неприемлемы для авиакомпаний - членов ИАТА, поэтому организация направила
запрос в Правительство Казахстана, в котором просит принять меры для изменения
данной ситуации. Так, предлагается:
создать конкуренцию в системе
поставок авиационного топлива в аэропортах Казахстана;
обеспечить
недискриминационный доступ к топливной инфраструктуре аэропортов для всех надежных поставщиков топлива;
позволить поставщикам авиационного топлива заключать прямые договоры с
авиакомпаниями;
обеспечить
ценообразование авиационного топлива на основе международно-признанной формулы,
которая учитывает глобальные рыночные цены.
Между тем, в аэропорту Астаны
нам пояснили, что казахстанские перевозчики закупают топливо самостоятельно. И
в воздушной гавани столицы пользуются только услугами хранения топлива. Что
касается международных авиакомпаний, то им, по словам Людмилы Копейчук,
авиакеросин поставляется по таким же ценам, как и в других аэропортах мира.
Вот, что она, в частности, сказала.
Людмила Копейчук, руководитель
отдела маркетинга и связей с общественностью АО «Международный аэропорт Астана»:
Что касается обеспечения
топливом иностранным перевозчикам, то следует отметить, что стоимость
составляет не выше той стоимости, которая им представлена в других странах, в
международных аэропортах других стран. Мы очень хотим и очень надеемся, чтобы
для наших клиентов, наших авиаперевозчиков были созданы все условия, в том
числе и конкурентная цена на топливо. Стоимость непостоянна, она меняется и, соответственно, сейчас, то есть для иностранных авиаперевозчиков сегодня она
одна, завтра она может быть другой, так что, мы надеемся, что цена пойдет на
снижение. Конечно, цена-стоимость зависит от мировых цен на рынке, как
производится соответственно, производители курируют эту цену. Если я сейчас
озвучу те нефтезаводы, да, но это Шымкентский, Павлодарский, Атырауский,
производители топлива нефтезаводы и российские поставщики - это
Новокуйбышевский и Орский.
Добавлю, что в ИАТА входит 240
авиакомпаний мира. Из казахстанских там присутствует пока только «Эйр Астана».
«СКАТ» может вступить после международного аудита, который недавно закончился.
Данияр СЕРИКОВ