Завершение модернизации отечественных НПЗ может затянуться, а закрытие
Шымкентского нефтеперерабатывающего завода на плановый ремонт не повлечет
дефицита бензина. Сегодня в Астане отраслевые чиновники и специалисты обсудили
текущую ситуацию на внутреннем рынке ГСМ. Так, стало известно, что 4-ый НПЗ
строить все-таки будут. Правда, пока неизвестно где. А вот с модернизацией
действующих заводов возникла проблема. Подробнее об этом расскажет Жанар
Барлыбаева.
О важности модернизации казахстанских НПЗ говорят больше десяти лет. Сам
процесс запустили. Вот только, похоже, с завершением придется повременить.
Планировали закончить в 2016-ом. Но из-за нехватки денег, которые НПЗ
зарабатывают на переработке давальческой нефти, модернизация, скорее всего,
затянется. По крайней мере, такое предположение выдвигают специалисты. По их
данным, за первые два месяца из запланированных 15 млн тонн черного золота,
переработано всего 14 млн 300 тыс.
Ерлан Койбагаров, член правления АО «Казмунайгаз - переработка и маркетинг»:
То есть, 700 тыс тонн мы не переработали за 2 месяца. Это, грубо говоря, мы
недополучили деньги, которые могли бы потратить на модернизацию. Так что, если
и дальше так будет продолжаться, то я не знаю, насколько я имею полномочия,
сложно сказать, хватит ли денег на модернизацию. Возможно, придется перенести.
Между тем, не имея возможности закончить модернизацию действующих НПЗ,
Минэнерго изучает вопрос строительства четвертого казахстанского предприятия.
Оно может обойтись в более чем 10 млрд долларов. Поскольку возводить завод
мощностью менее 10 млн тонн переработки нефти в год - нецелесообразно, - сказал
вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев.
Магзум Мирзагалиев, вице-министр энергетики РК:
Сегодня мировая статистика говорит о том, что заводы мощностью менее 10 млн
тонн переработки нефти строить нерентабельно и нецелесообразно. Экономика,
скажем, такая стандартная сегодня - это то, что 10 млн тонн - это будет значит
стоить порядка $10 млрд, обойдется строительство такого завода. Для окупаемости
строительства завода мы, естественно, должны просчитать все варианты.
Шымкентский НПЗ 20 марта закрывается на плановый ремонт. Продлится он 30
дней. Пока старые предприятия не переведены на трехлетний цикл, они нуждаются в
ежегодной профилактике. Но обещают, что остановка завода не скажется на
обеспечении страны бензином.
Ерлан Койбагаров, член правления АО «Казмунайгаз - переработка и маркетинг»:
У нас на сегодня уже двухмесячный запас сформирован в РК. Даже если, грубо
говоря, все заводы мы остановим, то этого запаса хватит на 2 месяца. Но
учитывая, что в это время все другие заводы и тот же ПКОП тоже часть нефти до
20 марта переработает, то у нас достаточно комфортные объемы для того, что бы в
мае зайти с хорошими остатками.
Вместе с тем, чиновники от Минэнерго объяснили причины временного запрета
на ввоз нефтепродуктов из России, который начал действовать с сегодняшнего дня.
По их данным, за два месяца этого года сверх плана в нашу страну завезено 150
тысяч тонн бензина. Отхождение от утвержденного индикативного баланса чревато
перебоями поставок.
Магзум Мирзагалиев, вице-министр энергетики РК:
Введение запрета на ввоз топлива из РФ направлено, в первую очередь, на
выравнивание графиков поступления импортного ГСМ на внутренний рынок нашей
страны. Для предотвращения возможности возникновения дефицита по отдельным
видам нефтепродуктов. Особенно в месяцы пикового потребления ГСМ.
На круглом столе сообщили приятную новость для аграриев. В этом году во
время посевной и уборочной компаний для сельхозпроизводителей предусмотрена
30-процентная скидка на ГСМ. Если в прошлом году при цене 115 тенге, дизтопливо
крестьянам отпускалось по 95. То в этом, при стоимости в 99 тенге, ГСМ
обойдется крестьянам в разы дешевле.
Жанар БАРЛЫБАЕВА