$494.87 €520.65 ₽4.91
×

В СКО мужчина прожил один в селе целых 3 года

AstanaTV
04.11.2018г. в 20:00
4230
В СКО мужчина прожил один в селе целых 3 года

Современная история Робинзона Круза. Только в нашем случае речь идет не об острове, о деревне. Необитаемой. В Северном Казахстане Сергей Шевчук прожил один в селе целых три года. В ближайшее время в данном регионе ликвидируют десятки сел, где нет школ, больниц и других благ цивилизации. В советское время люди наоборот пытались попасть в эти богатые совхозы и пустить корни. А сегодня их стараются переселить. Потому что в поселках- «призраках" жить некому. Сейчас решается судьба 150-и человек. Проблема в том, что для их переезда в Казахстане нет специальной программы. Правда, сами люди на ситуацию и свой быт смотрят довольно оптимистично. Некоторые вообще отказываются покидать пусть и депрессивные, но зато родные места, что очень удивило мою коллегу Айгерим Кусаинову.

Галина, жительница с.Глубокое: 

Баня была вон там. Прямо сбоку села. Школа стояла в центре. Вот эта посадка сейчас, это был типа парк, там был клуб, школа, детсад.

Баба Галя старается описать нам некогда процветавшую деревню Глубокое. Но, честно сказать, представить картину 30-летней давности - сложно. Сегодня Глубокое считается депрессивным. И с трудом верится, что в некогда богатом совхозе всегда не хватало рабочих рук. Тогда многодетная семья из пригорода Петропавловска решила остаться. За это время бабушка похоронила мужа и сына. Остальные дети перебрались в села побольше, а она осталась в своей глубинке.

Галина Иваненко, жительница с.Глубокое:

Чистый прекрасный поселок. Правда, здесь в большинстве жили немцы и поляки. А потом началось это великое переселение народа. Все поразъехались. Кто остался, тот остался. У кого дети были, переехали, где школы есть…Я живу по пословице старое дерево не пересаживают.

В Северо- Казахстанской области 38 сел, где отсутствуют школы и базовые хозяйства. Нет инфраструктуры, а значит и перспектив, посчитали местные власти. Судьбу 150 «отшельников», а это одинокие люди или главы крестьянских хозяйств, будут решать районные акиматы. Специальной программы для их переезда в Казахстане нет.

Жанар Ахмиева, руководитель отдела развития сельских территорий управления экономики СКО:

В 2017 году были упразднены 4 села, из них три села в них не было численности населения. И одно село в Тайыншинском районе, там 4 человека было, они сами изъявили желание переехать…05.52 Специальной программы нет. Все, что касается средств, это решает сам район. Если где-то они могут помочь, это да, при возможности. 

Айгерим Кусаинова, корреспондент:

В Тайыншинском районе 7 неперспективных сел. Из них в двух совсем не осталось жителей. В Липовке последний человек переехал зимой этого года. Сейчас деревня заброшена и почти превратилась в призрак.

Случай Сергея Шевчука можно назвать уникальным. Он один прожил в деревне целых три года. В магазин или в гости ходил в соседнюю деревню. О переезде, конечно, задумывался, но некуда было. Потом в Липовку приехал районный аким и перевез ветерана-афганца в Богатыровку. Здесь ему дали дом. Мужчина пока налаживает хозяйство.

Сергей Шевчук, житель с. Богатыровка:

Три года я один жил. С женой у меня не получилось…Потом уже аким района приехал, увидел, что один и меня сюда перевезли…По указанию акима района дали мне этот дом. Спонсоры покупали. Но так ничего. Жить можно.

История Сергея Шевчука, скорее, исключение из правил. Ему повезло: обеспечили домом. Остальные жители неперспективных сел о переезде даже не задумываются.

Валентин Гарбовский, житель с. Глубокое

Одно время нам предлагали переехать в город Тайыншу, там выдавали квартиры. Но там квартиры дают это не для наших сельских жителей. Квартира и больше ничего нет. А с чего жить? Мы привыкли здесь в селе хозяйство, огороды…Нас здесь все устраивает.

Жаловаться не на что, говорят сельчане. В домах свет, работают телефоны. Раз в месяц привозят пенсию, зимой чистят дороги. Продукты закупают в соседнем селе или коммерсанты приезжают сами. За культурным отдыхом приходят в местную часовню. Здесь всем селом, по-родственному, отмечают дни рождения и праздники.

Леонид Гарбовский, житель с. Глубокое:

Сколько люди приезжают с других мест, говорят даже воздух другой у вас. Летом здесь вообще красиво, сейчас деревья облетели. Летом здесь красота такая, как оазис…Тут идешь и ежики, и зайцы, кого только нет.

Жизнь тех, кто не захочет переезжать, не изменится, обещают чиновники. У села отберут название и присоединят к соседнему.

Талгат Амиржанов, заместитель акима Тайыншинского района:

Жизнь в принципе не меняется. Также те близлежащие села, то же медицинское обслуживание, очистка дорого работа проводится. Единственное это нагрузка идет. То ли, по населению брать, очистка дорог, где население тысяча человек, или где 10 живут.

Ликвидация сел - обратная сторона урбанизации. Это люди понимают, но, считают, что есть и другая причина: безработица. Развалились некогда действовавшие хозяйства, что привело к развалу казахстанских деревень. Сейчас в Северном Казахстане больше 60 сел, где живут по 50 человек. Если с ними не работать, то и они могут сменить свой статус до неперспективных.