В ближайшее время не получится полностью ликвидировать трехсменные и аварийные школы, - рассказали телеканалу «Астана» в Министерстве образования и науки. Если в случае с трехсменными одна из причин - большая внутренняя миграция, то проблема аварийных учебных заведений имеет исторический характер, - отмечают специалисты. Почти половина школ Казахстана построены до 80-х годов прошлого века. Репортаж Адиля Онербаева.
Толганай Жеткербаева в этом году устроила в школу свою дочь. Всего в школе города Каскелен обучаются 1200 детей. Это в два раза больше положенного числа учеников. В классах сидят по 30 человек, иногда по трое за одной партой. Но другого выбора нет, говорит местная жительница.
Толганай ЖЕТКЕРБАЕВА, ЖИТЕЛЬНИЦА г. КАСКЕЛЕН АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
В этой школе, да, тесно. Дети учатся в три смены. Только первых классов в этом году 5! Но деваться некуда. Вот в следующем году обещают новую школу построить, тогда будет 2 смены.
Некуда деваться и местным чиновникам. Отказывать в приеме детей в школы - не имеют права, поэтому и формируют по 5, а то и 6 первых классов. Ученики третьей смены домой приходят поздним вечером. В отделе образования Карасайского района подсчитали, что при нынешних темпах внутренней миграции ежегодно надо строить по 5 школ.
Жаркын НУРГАЛЫМОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ КАРАСАЙСКОГО РАЙОНА АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
На сегодня в Карасайском районе 51 школа, 11 из них работают в три смены. В этом году начали строить 3 школы, еще в двух поселках строятся 2 школы на 600 мест каждая. Каждый год в наш район приезжают 5-6 тысяч детей, значит, нам минимум по 5-6 школ нужно строить ежегодно.
Если брать данные по стране, то переполненных школ 128. В основном с большим потоком учеников сталкиваются в Алматинской, Туркестанской областях, и в трех крупных городах Астана, Алматы и Шымкент. Только в столице, по подсчетам чиновников, ежегодно необходимо строить по 15 школ. Ежегодно в стране появляется по 100 новых учебных заведений, но даже такие темпы строительства не решают вопрос трехсменных школ, - отмечают в Минобразования.
Галым АРГЫНГАЗИН, ЗАМ. ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МОН РК:
Школы если в среднем строятся 2 года, то пока мы ее построим, приедут еще дети. Поэтому проблема системная и проблема имеет исторический характер. Те 50 млрд тенге, которые глава государства поручил выделить, пойдут на решение трехсменных и аварийных школ. Это существенно поможет улучшить ситуацию, но вместе с тем мы понимаем, что в ближайшее время полностью ликвидировать, наверное, не получится.
Еще одна проблема - аварийные школы. Таковых по стране 31. Строительство новых, конечно, сокращает число аварийных, но самого вопроса с повестки дня не снимает. Поскольку половина из всех 7 тысяч учебных заведений Казахстана построены до 80-х годов прошлого века.
Галым АРГЫНГАЗИН, ЗАМ. ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МОН РК:
В ближайшие 3 года сейчас запланировано в проекте бюджета 123 школы на 135 млрд тенге. Президент в своем послании поручил выделить еще 50 млрд тенге, это тоже пойдет на решение этого вопроса. В целом финансирование школ будет продолжено, темпы мы должны увеличить строительства. Вместе с тем, мы должны предлагать новые альтернативные пути решения вопроса.
Адиль ОНЕРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Одна из таких альтернативных идей - это строительство школ за счет инвесторов с поддержкой государства. Идея не новая. Такой же принцип внедрялся для увеличения количества детских садов. Разница в объемах инвестиций и в сроках окупаемости. ПОследнее, по мнению чиновников, пока и останавливает бизнесменов от строительства школ. На сегодня в Казахстане насчитывается лишь 127 частных школ. Это всего 1,5% от общего числа.
А. ОНЕРБАЕВ