В Атырауской области ограничили вывоз рыбы после массовой гибели. На «Рубеже» полиция проверяет машины, чтобы отравленная рыба не попала на местные рынки и в другие области, сообщили в Комиссии, которая ведет расследование крупного ЧП. Из реки Урал изъяли около 10 тонн мертвой рыбы осетровых пород. Причина гибели пока так и не ясна. Между тем, рыбный запас сокращается и в Приуралье. Ценных пород уже не осталось, рассказали моей коллеге Татьяне Рудаметовой. Гибель десятка тысяч рыб в Атырауской области стала одной из самых крупных потерь осетровых за долгие годы. Из Урала изъяли почти 10 тонн мертвой рыбы. При этом половина особей погибла на заводах, где разводят редкие породы. При филиале Луговского конного завода в Атырау около 200 маленьких бассейнов. Этой весной там планировали получить икру, цена которой на рынке уже достигла 300 тысяч тенге за килограмм.
Казбек ШАРАПИДЕНОВ, РЫБОВОД АТЫРАУСКОГО УЧАСТКА ТОО «ЛУГОВСКОЙ КОННЫЙ ЗАВОД»:
Это всё маточное поголовье. На следующий год мы остались без икры.
Никаких изменений в составе воды в Урале не зафиксировано и все показатели в норме, сразу же заявили в местном Департаменте экологии. Но, в межведомственной комиссии сообщили, что в тушках рыбы обнаружили аммиак. Вот только точную причину их гибели пока никто так и не озвучил. Специалисты лишь уточнили, что химическое вещество найдено в рыбе, погибшей в начале декабря. Руководитель же завода Амиржан Шауданов говорит что, в первой пробе воды был вдвое превышен показатель хлорида. Теперь рыбоводы намерены направить пробы в иностранные лаборатории.
Амиржан ШАУДАНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АТЫРАУСКОГО УЧАСТКА ТОО «ЛУГОВСКОЙ КОННЫЙ ЗАВОД»:
6 декабря экспертиза показала, что воды чистая, а ранее эксперты с экологии говорили, что есть превышение хлорида. Если 300 ПДК допустимая норма. То у нас показывает 557. То есть явно идёт отравление.
Рыбу отравили выбросы предприятий, которые занимаются химическим производством, считает рыбовод Алтынай Сугиралиева. Сейчас проверяют 4 предприятия, сбрасывающих воду в Урал. Это городская ТЭЦ, водоканал и два рыбозавода. На днях местные экологи сообщили о результатах проверки в отношении «Атырау су арнасы». В пресс-релизе указывается, что коммунальное предприятие превысило установленные нормативы концентрации загрязняющих веществ в сточных водах. Превышение по хлоридам составило около 400-сот миллиграмм на кубический дециметр. Позже, уже на пресс-конференции, представители ведомства пояснили, что к отравлению рыбы отношения это не имеет.
Эльмира МАДИРОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОЛОГИИ ПО АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ:
Это значит, что превышение солей и хлоридов наблюдается во всех водоёмах и на это есть причины. И если цифры меняются- увеличиваются или уменьшаются- никакого вреда от этого для рыбы нет и к массовому мору это не имеет никакого отношения- мы так считаем. А если говорить о питьевой воде, то согласно результатам департамента охраны общественного здоровья- её качество полностью соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. Сейчас нет никакого повода обвинять в отравлении рыб «Атырау су арнасы». Полиция ведёт расследование.
А в соседнем Приуралье ценных пород уже не осталось. На рынках в основном рыба, привезённая из Атырау. И это отражается на её стоимости.
Гульвира МАХМУДОВА, АДМИНИСТРАТОР РЫБНОГО ПАВИЛЬОНА:
Люди очень часто хотят купить местную рыбу, спрашивают, но её у нас сейчас меньше, в основном у нас Атырауская рыба.
Тревогу забили члены областного спортивно-рыболовного общества «Корғаушы». Считают, зарыбление водоёмов в регионе проводится фиктивно или нежизнеспособной молодью. То есть мальком весом 0,2 грамма. А некоторые водоёмы и вовсе не зарыбляются. Это стало известно после проведения мониторинга.
Валерий САВОСЬКИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОГО СПОРТИВНО-РЫБОЛОВНОГО ОБЩЕСТВА «ҚОРҒАУШЫ»:
Присутствует на 80% сорная рыба. А такая рыба как сазан, судак, сом, щука- практически отсутствует. Почему? Потому что её выловили в зимовальных ямах. Что тоже запрещено приказом министерства сельского хозяйства. Мы подали уже результаты мониторинга в экологию- будем просить руководство области, чтобы они обратили внимание и как – то выходить из этого положения.
Процесс зарыбления тщательно контролируется, оппонируют в инспекции лесного хозяйства и животного мира. А рыбы стало мало из-за низкого уровня воды в Урале.
Кайрат ИБРАЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЖИВОТНОГО МИРА ЗКО:
Количество рыбы уменьшилось по сравнению с другими годами. Это обуславливается низким уровнем реки Жайык, который является большим нерестилищем. Уменьшились площади нагульных площадей- соответственно количество рыбы уменьшилось.
Из 224 водоёмов области 37 переданы природопользователям. В этом году в Уральске увеличили объёмы зарыбления водоёмов. И если раньше арендаторы мальков закупали в России, то сейчас приобретают их в местном рыбном хозяйстве, где цена на 30% дешевле. Выращивают их здесь до тех пор, пока вес одного малька не будет составлять 12 граммов.
Михаил МАРЧЕНКО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, РЫБОВОД:
В предыдущие годы многие привозили из России, но если честно, в основном там обманывают. Не соответствует стандартам малёк. Зимой он не выживет, хищники его скушают.
О былой славе великой реки вспоминает сотрудник музея «Старый Уральск» Александр Ялфимов. В 70 годы прошлого века Урал давал треть мировых запасов осетровых. И отношение к реке всегда было трепетным. В царские времена в период нереста не разрешалось даже бить в колокола.
Александр ЯЛФИМОВ, СОТРУДНИК МУЗЕЯ "СТАРЫЙ УРАЛЬСК":
Казаки заботились об этом рыбном богатстве, ни 1 человек не имел права подойти к воде, не стирали бельё, не плавали на бударах, не поили там скот. Скот поили в чёрных реках. Даже колокола не звонили, когда шла красная рыба с Каспия отметать икру в Урале.
Поймать белугу весом в полтонны было обычным делом. Местные жители ласково называли Урал золотым донышком. Теперь же хороший улов – мечта. Если не остановить массовое истребление рыбы и загрязнение водоемов, то о развитии рыбной отрасли можно забыть на долгие годы.
Татьяна РУДАМЕТОВА, Базаргуль ИЗИМОВА