Все больше молодых специалистов едут работать в сельскую местность. В прошлом году, по данным Миннацэкономики, выдали свыше 4 тысяч кредитов. По всей стране. На эти деньги дипломированные кадры, начинающие свой трудовой путь, приобретают собственное жилье. Это одна из главных причин, которая мотивирует молодежь возвращаться в родные аулы, отказавшись от благоустроенной городской жизни. Но, не все участники госпрограммы «С дипломом в село» выполняют условия договора. Покидают насиженные места, долги при этом на сотни миллионов тенге висят в воздухе. Меруерт Жакиянова намерена была узнать сколько денег вернули обратно государству. Но в ответственных ведомствах цифры так и не предоставили, ссылаясь друг на друга. Пригородный Кызылжарский район Северного Казахстана, пожалуй, самый дефицитный в регионе в части специалистов. Больше всего здесь нужны медики и учителя. Гульнара Гайфуллина одна из тех, кто вернулась в родные края. Родилась и выросла в селе Бесколь. Училась в мед.колледже Петропавловска. После работы в кардиоцентре, квалифицированная медсестра уехала покорять столицу. А спустя два года решила вернуться в родной аул. По программе«С дипломом в село!» получила квартиру.
Гульнара ГАЙФУЛЛИНА, МЕДСЕСТРА ЦРБ КЫЗЫЛЖАРСКОГО РАЙОНА:
Мне сказали, что есть место рабочее и можно получить квартиру, подъёмные и я приехала к родителям...Не только я приехала сюда из-за квартиры, здесь родители, родственники. А там одна была. Немножко тяжеловато было.
По этой гос.программе почти за 10 лет сюда переехали около 900 человек, рассказали в отделе экономики и финансов района. Среди них есть специалисты, кто, спустя время, решил вернуться к городской жизни. Но таких единицы. В тройку регионов, куда активно съезжаются специалисты без собственной жилплощади, входят Акмолинская (502), Кызылординская (404) Западно-Казахстанская области (428). На приобретение жилья они получили кредиты в размере полутора тысяч МРП или более 3 с половиной миллионов тенге. При этом условия договора с 2010 года в Акмолинской области нарушили 119 человек на 84 млн тенге, в Кызылординской области - 166 специалистов на 67 млн тенге. В ЗАпадном Казахстане договор нарушил 221 заемщик, но сумму нам не назвали. Как правило, насиженные места покидают по двум причинам, сообщили в акимате Кызылординской области.
Маржан ОМИРБАЕВА, ЗАМ.РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КЫЗЫЛОРДИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
Как показал анализ, причинами неисполнения обязательств со стороны специалистов явились переход на другую работу или переезд в другую местность по семейным обстоятельствам.
Между тем, количество специалистов, которые едут работать в сельскую местность, растет из года в год. По данным Миннацэкономики, в 16 году выдали почти 3 тысячи (2 892) кредитов, а в прошлом году количество заемщиков превысило 4 тысячи (4 012). Всего с момента запуска в 2009 году в программе приняли участие порядка 60 тысяч специалистов.
Нурлан МАКСУТОВ, ЗАМ.ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МНЭ РК:
Полторы тысячи МРП мы закладываем на одно жилье, но есть некоторые сельские населенные пункты, где жилье может быть дешевле. Это в северных регионах, в основном. То есть они за счёт экономии тем специалистам, которые позже подали, набрать эту сумму и еще раз предоставить. То есть у нас план перевыполняется в некоторых регионах.
Но вместе с тем, растет и число тех, кто отказывается от программы. Так, по данным главных бухгалтеров страны с 2009 года условия договора нарушили более тысячи специалистов. Мы были намерены узнать общую сумму задолженности. Увы, цифры никто не предоставил. В миннацэкономики сослались на оператора госпрограммы – Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства. Через него идут все трансферты по проекту. Но в Фонде в ответе на наш запрос сообщили, что такая информация есть у областных акиматов. Наша редакция отправила официальный запрос и в Счетный комитет.
В ходе указанного государственного аудита проверка целевого использования средств республиканского бюджета по проекту «С дипломом в село» не осуществлялась.
Вот и получается, что долги дипломированных специалистов никто не считает, а значит, нет и централизованного контроля по возврату бюджетных средств. Сроки повторной проверки в Счетном комитете назвать затруднились, пояснив, что их периодичность нигде не прописана.
Меруерт Жакиянова, Айгерим Кусаинова, Шарипа Сактапова