90%
башенных кранов для строительной отрасли
СНГ завозится из Китая, - рассказал один
из производителей этой техники в Казахстане Серикказы Курмангалиев. На
небольшом мини-заводе в Усть-Каменогорске
конструктор с командой профессионалов в месяц изготавливает до пяти
таких гигантских машин. Стоимость одного башенного крана казахстанского
производства - 100 тысяч долларов, тогда как китайский аналог на 40 тысяч
долларов дороже, - говорит специалист. Несмотря на это, отечественной продукции
достаточно тяжело пробиться на рынок. На эту тему предприниматель говорил с моей
коллегой Ириной Якуниной.
Серикказы
Курмангалиев показывает нам свой мини -
завод. Здесь собирают башенные краны, без которых сегодня не обходится ни одна масштабная стройка.
Серикказы
Курмангалиев, предприниматель:
Это
матрица на ней все собирается, по
паспорту 40 метров высота и потом уже собирается до 140 метров высотой.
Идея
заняться тяжелым машиностроением пришла более 10 лет назад, рассказывает
Серикказы. В одной из командировок познакомился
с коллегой из Китая. И буквально
«заболел» кранами. Изучив рынок, о железных гигантах строительства узнал все.
Серикказы
Курмангалиев, предприниматель:
На
территории СНГ завозится 90% башенных кранов с территории КНР. Они
изготавливаются для рынка КНР, а я
изготавливаю экспортные. 2 года назад 12 кранов купили наши местные строители.
У меня не купили ни одного.
Сегодня
на этом предприятии могут изготавливать 5 кранов в месяц. За 7 лет работы
сложился коллектив профессионалов:
от конструкторского бюро до сварщиков. Кран - вещь серьезная, говорит Серикказы, поэтому ошибок в производстве быть не должно. Но за 7 лет удалось продать всего 3 крана.
Руководитель Палаты предпринимателей Восточного Казахстана Игорь Шацкий знает,
что производителям стройотрасли -
сложно. Чтобы попасть в отечественный реестр нужно получить множество
заключений. Самим же предпринимателям необходимо уделять большое внимание
маркетингу.
Игорь
Шацкий, директор палаты предпринимателей ВКО:
Получить
заключение КазНИИСА это стоит порядка 9-10 млн тенге, это просто бумажная
процедура, естественно это все делает нашу продукцию не конкурентно способной и
т.д. тогда как продажа аналогичной продукции импортного производства
осуществляется гораздо проще. Сегодня наши производители научились производить
качественный продукт, но, к сожалению многие не умеют ее продавать.
Серрикказы
Курмангалиев теперь намерен наладить
производство в столице, где возможностей больше. Тем более, что один кран до
этого продали именно в Астану.
Серикказы
Курмангалиев, предприниматель:
С
гостиницы вышел, смотрю, знакомый кран башенный я сам на кабине написал «ЭКСПО»
2017 и маркировку ТВ 630 я чуть не до потолка прыгал. Я в этот регион продал всего 1 кран. Всем
звонил, говорю, видел наш кран, он работает.
На
рынке важно соотношение цены и качества.
Курмангалиев рассказал, что стоимость башенного крана отечественного
производства - 100 тысяч долларов.
Аналогичная китайская техника на 40 тыс.
долларов дороже. Получается, закупать
казахстанское в этом случае - это
не только поддержка производства, но еще и экономия средств.
И.
ЯКУНИНА