Дегустаторы вин вошли в список самых редких профессии в Казахстане. У нас этому ремеслу не обучают, поэтому отечественные рестораны вынуждены приглашать иностранных специалистов. Платят солидные деньги. Опытные сомелье говорят, что инвестировать в себя надо постоянно. Это - залог востребованности на рынке. Есть весьма редкие специалисты и на ниве искусства. Униформисты или гримеры - постижеры. Их мастерство на себе познала моя коллега Меруерт Жакиянова: в одночасье стала блондинкой. Считать носы – занятное дело. На языке сомелье или дегустатора вин - это значит вкусить аромат благородного напитка.
-Носом нужно вдыхать с севера на юг и с запада на восток. Так, накрест. После этого нужно про-аэрировать бокал. И сделать второй нос.
Эта интересная профессия входит в топ-10 самых редких в Казахстане. У нас этому ремеслу не обучают. По всей стране наберется не более десятка дегустаторов, признается приглашенный специалист из Украины Валерий Нетеча. Спрос при этом растет. Если раньше больше всего ценителей было в Алматы, чуть меньше в Астане, то сейчас винную культуру активно постигают в Караганде и западных городах Казахстана.
-Вот такие вот вина - это не макеты, если раньше у нас стояли просто полные бутылки вина, то сейчас каждая бутылка выпита. Каждая бутылка, каждая этикета, когда ко мне сюда приходят гости, а сюда, как вы понимаете, приходят очень серьезные гости, потому что они любят уединяться, они сразу рассматривают. И тут начинаются интересные вопросы: «А не попробовать ли нам что-то из этого?»
У Валерия больше 10 лет опыта работы. В Астане он почти два года. Из-за нехватки специалистов он даже запустил авторские курсы.
Валерий НЕТЕЧА, ШЕФ-СОМЕЛЬЕ WINE REPUBLIC:
У сомелье задача: А – встретить гостя, Б – считать его психоэмоциональное состояние, чему не всегда учат, это приходит с опытом. Угадать его расположение, в каком он сегодня расположении духа, что ему нравится. Сегодня он с женой пришел или с гостями, или с друзьями, или это деловой ужин, или, возможно, деловой обед.
- То есть при каждой ситуации вы ведете себя определенным образом.
- Абсолютно, потому что есть какие-то рамки. И это не шаблоны, это всегда какая-то импровизация.
Высокая самоотдача и уместный профессиональный задор для дегустаторов часто оборачивается отличными продажами.
- Вот такой вот наборчик сейчас уходит.
- Сколько он стоит?
- Тысячу в плюсе.
- Тысячу в плюсе?
- Да, мертвых американских президентов.
У вас есть 10 тысяч долларов? Если да, то шансы стать дипломированным дегустатором самого высокого четвертого уровня велики. А как еще? - вопрошает сомелье. - В себя нужно вкладываться, в будущем такие инвестиции принесут неплохие дивиденды.
- Сколько Вы зарабатываете?
- Я скажу так: я зарабатываю очень прилично. Это больше тысячи долларов. Хороший сомелье может зарабатывать и до 5 тыс долларов.
- А Вы хороший сомелье?
- Достаточно, но я Вам скажу, я не зарабатываю 5 тыс. долларов на данный момент. Но я к этому стремлюсь.
Список редких специальностей по нашему запросу подготовили в Центре развития трудовых ресурсов. Помимо сомелье туда вошли охотовед (лесоустройство), цитолог (диагностика онкозаболеваний), швейцар, консьерж, тифлопедагог (игровая педагогика), хранитель фондов, бутафор, униформист и гример-постижер. Представители последних трех профессий трудятся в сфере искусства. Их резюме на электронную биржу труда практически не поступают, сетуют кадровики. А ведь спрос большой. Postiche с французского – накладные волосы. Такие мастера сами изготавливает парики, усы, бороды, бакенбарды, а затем накладывают это все на артистов. В итоге получается завершенный образ.
Валентина ЯКОВЕНКО, ЗАВЕДУЮЩАЯ ГРИМЕРНЫМ ЦЕХОМ ТЕАТРА «АСТАНА БАЛЕТ»:
- Вообще гример-постижер – это отдельный специалист или все гримеры учатся этому ремеслу конкретному?
- Все гримеры учатся, это есть такая профессия – художник-гример. У нас есть в Астане это в Шабыте такое отделение. В Алмате – Жургенова. Ну и все, и в Шымкенте есть.
- То есть по всей Республике всего 3 ВУЗа, где обучают.
На вопрос, сколько вы получаете, Валентина Михайловна смущенно улыбается: нам, мол, хватает. И вообще дело не в деньгах. К профессии должно тянуть, признается мастер с 35-летним стажем. А еще нужно постоянно совершенствовать свои навыки. Художники-гримеры «Астана Балет» повышают свое мастерство в La Scala, Большом и других театрах с мировым именем.
- Это клей, специальный клей для бородок.
- Какие ощущения, Амир? Прохладно?
- Очень приятно. Мы уже привыкли.
Работать нужно тщательно, чтобы в ходе выступления не случилось конфуза. После сглаживания светотеней черед парика. Образ готов.
Меруерт ЖАКИЯНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Как журналист я не могла остаться в стороне от экспериментов. Любая шатенка мечтает стать блондинкой. Это не мой случай. Но попробовать все равно хочется. Как я вам?
Перед премьерой спектакля «Бейбарс» в новом для Казахстана формате кино-балета, который скоро отгремит на сцене театра, специалисты сшили более 30 бородок. И это только начало. В постановке задействовано порядка 250 мужских образов с усами, бородой и длинными волосами, рассказали художники по гриму.
-Внимание, оператор, оператор. Кулисы «Бейбарс» на демонтаж опустить можно?
В шаговой доступности от гримерки – сцена. Это уже зона ответственности униформистов. Они же монтажеры театрального подмостка. Дипломированных специалистов практически не найти, признается руководитель отдела Сергей Кузнецов. Сам он в университете готовился стать переводчиком английского и немецкого языков.
Сергей КУЗНЕЦОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА МЕХАНИКИ СЦЕНА ТЕАТРА «АСТАНА БАЛЕТ»:
Для того чтобы стать машинистом сцены или механиком сцены конечно нужно иметь какие-то навыки и закончить техническое. Нужно иметь техническое высшее образование. Желательно. Для машиниста необязательно высшее, можно средне-специальное. Но с техническим уклоном.
Когда с техническими деталями покончено, на сцену вносят реквизиты. Размеры разные. К примеру, для спектакля «Жизель» на сцене устанавливают крупногабаритные декорации высотой до 6 метров. Их мастерят бутафоры.
Гульзира БУРБАЕВА, БУТАФОР ДЕКОРАЦИОННОГО ЦЕХА ТЕАТРА «АСТАНА БАЛЕТ»:
Чтобы быть бутафором нужно быть немножечко скульптором, немножечко мастером по коже, где-то заниматься резьбой по дереву, немножечко швеей, то есть уметь шить.
Гульзира – опытный ремесленник. Работает бутафором с 2001 года. Высшее образование получала в Караганде. Знает основы живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Самое главное в этом ремесле – фантазия, говорит мастер. И чуть подумав, добавляет: еще усидчивость. После спектаклей многие реквизиты повреждены, а значит требуют реставрации.
- Она не упадет?
- Нет, она не упадет. Там есть резиночка.
- То есть она фиксируется.
- И здесь даже пуговичка есть.
- То есть зритель со сцены не видит моего лица. Хотя я вас вижу. Интересно.
Специалисты утверждают, работы в Казахстане хватает. Вопрос в квалификации соискателей.
Николай БРЮХАНОВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ АО «ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ»:
Если говорить в целом по электронной бирже труда, то количество вакансий превалирует над количеством резюме. То есть работа есть, работодатели объявляют вакансии. Если у нас было размещено за 2018 год более 700 тысяч вакансий, то резюме было размещено с учетом обратившихся граждан в центр занятости населения чуть больше 600 тысяч. Что касается рейтинга распространенных специальностей, то здесь все традиционно. Вакансии в сферах добычи сырья, IT и бухгалтерии – самые востребованные. Получать образование именно этих направлениях рекомендуют «охотники за головами».
Дана КАСЫМОВА, МЕНЕДЖЕР ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА И PR КОМПАНИИ HEADHUNTER:
Сейчас на рынке уже сохраняется не первый год такая ситуация, что активно требуются соискатели в области информационных технологий, маркетинга, рекламы и пиар. В области добычи сырья, административного персонала. Но всегда на первом месте стоит проф.область – продажи.
Если труд пиарщиков оценивается максимум в 500 тысяч тенге, то в сфере добычи сырья – зарплата порой превышает 800 тысяч. Рекордсмены по оплате труда – топ - менеджеры. Руководителям предлагают до полутора миллиона тенге.
Меруерт Жакиянова, Анара Нуртазина.