Спорт Қазақстан
$445.66 €474.58 ₽4.78
×

В ВКО стали больше продавать действующий бизнес: от Семейского мясокомбината до молокозавода в Усть-Каменогорске

AstanaTV
05.05.2019г. в 20:00
3475
В ВКО стали больше продавать действующий бизнес: от Семейского мясокомбината до молокозавода в Усть-Каменогорске

На рынке наметился интересный тренд. Казахстанцы перестали рассматривать недвижимость, как единственный объект для вложения денег. Стали приглядываться к покупке действующего бизнеса, рассказал «Избранному» эксперт, работающий на рынке недвижимости более 10 лет. Речь при этом идет не только о салонах красоты или мелких магазинах. В Восточном Казахстане, например, можно прикупить крупный мясокомбинат или молокозавод. Конечно, при наличии определенного капитала. Очевидный плюс такого приобретения в экономии времени и ...нервов. Не надо ходить по инстанциям, выбивать разрешения и другие документы. Но есть и подводные камни. Моя коллега Ирина Якунина тоже приценилась. Ее внимание привлек магазин с романтическим названием «Белые ночи».

Продам бизнес. Такие объявления можно увидеть в газетах, на автобусных остановках и на сайтах. Купить можно абсолютно все: от чебуречных киосков до крупных заводов. Так, на продажу выставлен Семейский мясокомбинат. Предприятие – действующее. Выпускает более 200 наименований продукции, от консервов до колбасы. Продают мясокомбинат за 3,4 миллиарда тенге. За 800 миллионов тенге, но уже в Усть-Каменогорске, можно стать хозяином молокозавода. Тоже действующего. И это лишь поверхностный срез того, что представлено на рынке. При наличии необходимой суммы купить можно и пекарни, бани, кафе и салоны красоты. Директор алматинского агентства недвижимости Марина Грушина на рынке недвижимости более 20 лет. Говорит, если раньше продавала квартиры, гаражи и дачи, то сейчас 50% всех объявлений касаются объектов бизнеса. Это новая тенденция спроса. Люди с капиталом уже не рассматривают недвижимость, как единственный вариант для вложений. Хотят купить то, что будет приносить стабильный доход, - рассказывает Грушина.

Марина ГРУШИНА, ДИРЕКТОР АГЕНТСТВА НЕДВИЖИМОСТИ "ARBAT REAL ESTATE":

На сегодняшний день мы видим новую категорию покупателей, не просто недвижимость, а конкретный действующий бизнес. Почему? Потому что инвестировать в недвижимость не очень выгодно. И люди хотят видеть более-менее стабильный доход. Основной спрос на сферу услуг – это салоны красоты, СТО, медицинский сервис, автомойки, это наиболее популярный сегмент.

Почему так активно стали продавать действующий бизнес? И если он, как пишут продавцы объявлений - прибыльный, то почему хозяева предприятий продают курицу, несущую золотые яйца? Мы решили и сами что-нибудь «прикупить».

Ирина ЯКУНИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

Среди всех объявлений о продаже действующего бизнеса, мы выбрали на наш взгляд наиболее привлекательные - магазины, парикмахерские, кафе в центре города. Встретиться с журналистами и рассказать, почему продают свое детище - решились не многие. Хозяин магазина «Белые ночи» Юрий Иванович встретиться со съемочной группой телеканала «Астана» согласился.

- Здравствуйте Юрий Иванович. Ирина - корреспондент телеканала «Астана». Ваш магазин с таким красивым названием «Белые ночи» в центре, на проспекте, район - оживленный. Почему продаете?

Юрий ЛЕЩЕНКО, ХОЗЯИН МАГАЗИНА «БЕЛЫЕ НОЧИ»:

Уже возраст, дети выросли, разъехались. Необходимость в бизнесе уже не та, надо оформлять пенсию, отдыхать. Прибыль была нормальная, но сейчас пришло время уделять время внукам, а не бизнесу.

Свой магазин Юрий Иванович продает год. Рассказывает, звонков много. Значит, спрос есть. За дешево действующий бизнес, конечно, не отдают. Ведь есть несомненные плюсы: не надо оформлять документы, выводить из жилого фонда, брать лицензии, налаживать партнерские и торговые связи. Всё это можно получить сразу.

Марина БАТУРИНА, НАЧИНАЮЩИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:

И я не вижу чего-то плохого, чтобы купить готовый бизнес. Действительно есть проекты, когда можно купить франшизу или еще как-то.

Так свою позицию нам объяснила начинающая бизнесвумен Марина Батурина. Среди ее друзей есть те, кто купил готовый бизнес. Все зависит от финансовых возможностей. Сама Марина прошла учебу в школе молодых предпринимателей, защитила проект, получила грант. Это и есть ее стартап. В мае открывает линию по выпуску фасованного «Иван чая». Ее предприятие – это 100 каз содержание от сбора до упаковки.

Марина БАТУРИНА, НАЧИНАЮЩИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:

Маленькая линия, конкурс был недавно, я его выиграла, и мы ждем финансирования в мае. После этого будет закуплено оборудование, уже подписан договор с поставщиками, найдено помещение. И новый сезон в мае, и мы начнем его с новым оборудованием.

При этом риски при покупке готового бизнеса тоже имеются, - рассуждает Рустам Салахутдинов. Когда –то он оставил стабильную, хорошо оплачиваемую работу в крупной компании. Решил попробовать себя в ай - ти бизнесе. Сейчас его проекты по модернизации школьных столовых, системе автоматического учета уже оценили клиенты. При этом, можно было купить и готовую компанию. Продают как ай-ти бизнес, так и раскрученные аккаунты, группы в соцсетях. Но Рустам решил все начать с нуля.

Рустам САЛАХУТДИНОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:

Конечно создать бизнес с нуля — это гораздо сложнее, но правильный путь, когда проходим весь пусть от начала до конца, с самых низов понимать всю специфику, чтобы получит дальнейшее развитие. Когда покупаем готовый где-то, какой-то менеджмент недоформирован, структура неправильная и т д. переделать что-то, гораздо сложнее, чем начать с нуля.

Елена Березинская - Абилова учит основам предпринимательства и студентов, и уже состоявшихся бизнесменов. Проанализировав рынок, пришла к заключению, что готовый бизнес продают в двух случаях: когда хозяин меняет место жительства или недоволен получаемой прибылью.

Елена БЕРЕЗИНСКАЯ-АБИЛОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО СОВЕТА ДЕЛОВЫХ ЖЕНЩИН НПП РК «АТАМЕКЕН» ПО ВКО:

Самой главной причиной именно продажи бизнеса является неумение диверсифицировать свой бизнес. Все бизнес-процессы, которые лежат сейчас лежат в основе бизнеса – это организация менеджмента, стратегический менеджмент, финансы, производство, технологии и, конечно же, маркетинговая стратегия. Если нет 6 этих компонентов, то бизнес на сегодняшний день невозможно развивать.

Еще одна из возможных причин продажи действующего бизнеса, это – незнание основ. Ведь предпринимательству еще лет пять назад в Казахстане не обучали. Сегодня же говорят о необходимости введения такой дисциплины в школьную программу.

Елена БЕРЕЗИНСКАЯ-АБИЛОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО СОВЕТА ДЕЛОВЫХ ЖЕНЩИН НПП РК «АТАМЕКЕН» ПО ВКО:

Кто-то стесняется не хочет показать себя не конкурентно способным, они просто сливают свой бизнес и все. И, как правило, это те люди, которые могли бы участвовать в госпрограммах, получать гранты, льготное финансирование. Они заработали свой капитал и решили переквалифицироваться, потому что сейчас быть конкурентным это не просто тренд — это сложно быть на гребне бизнес-направлений.

Ирина ЯКУНИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

Из беседы с экспертами мы также уяснили, что перед сделкой необходимо провести аудит. ОН покажет все сильные и слабые стороны предприятия, которое вы намерены купить. Должен быть и бизнес-план. Это – уже перспектива развития. При наличии этого можно рассчитывать на успешность покупаемого дела.

Ирина Якунина