Пострадавшие в Костанае рабочие СТО идут на поправку. Врачи говорят, что их доставили в больницу в тяжелом состоянии. Само двухэтажное здание в промзоне рухнуло в считанные минуты после мощного взрыва. Людей доставали из-под завалов обычные прохожие, рассказывают очевидцы. Экстренные службы нашли на месте ЧП 17 газовых баллонов. Сколько костанайских СТО работают с газовым оборудованием и возьмут ли их на контроль? Анна Рахманова продолжит.
Анна Рахманова, корреспондент:
Взрыв на СТО вызвал переполох в городе. Таких ЧП в регионе не было последние 10 лет, говорят спасатели. К счастью, все 7-ро работников станции остались живы. Спасла людей, как это парадоксально ни звучит, сама конструкция. Здание было построено из легких инси-блоков. ПОнятно, что они разрушились в один миг. При капитальном строении последствия могли быть куда серьезнее. Избежать масштабной трагедии помогло и то, что станция находится в промышленной зоне, а не в жилом секторе.
Взрыв на станции технического обслуживания по улице Лермонтова прогремел 17 июня. За пару минут здание «рассыпалось», как карточный домик. Уцелела лишь одна стена, которую моментально охватило пламя. Все 7 работников СТО получили травмы различной степени тяжести. 5-х госпитализировали.
Ирина Штейгервальд, главный врач Костанайской областной станции скорой неотложной помощи:
Самый тяжелый пациент, который получил черепно-мозговую травму, предположительно с ушибом головного мозга, он вообще находился не в здании, он находился рядом. Сидел возле стены, и в момент взрыва его видимо ударило осколками и прочим, у него тоже стабильное состояние.
Накануне 2-их пациентов из реанимации перевели в отделение травматологии. Журналистов не пускают. Медики ссылаются на возможные претензии пациентов. Сотруднику СТО Тельману Боброву госпитализации удалось избежать. Молодой человек в момент взрыва находился на втором этаже станции. Опомнился уже под завалами, вспоминает мужчина.
Тельман Бобров, сотрудник СТО:
Одного завалило сильно, нас, когда достали, прохожие подбежали, достали. Потом и его сразу оттуда вытащили, загорелось все, завалилось.
По оценке пожарных, здание СТО 3-ей степени огнестойкости с кирпичной кладкой. Минимумом дерева. Больше всего огнеборцы переживали за то, что во время тушения может прогреметь еще несколько взрывов из-за находящихся внутри газовых баллонов.
Ерден Нуржанулы, главный специалист управления по ЧС г. Костанай:
Под завалами находились 2 автомобиля, в ходе тушения пожара было извлечено 17 газовых баллонов, но к счастью, были пустыми.
Спустя сутки в ДЧС региона назвали точную причину ЧП. Взрыв на СТО произошел в результате разгерметизации газобаллонного оборудования автомобиля.
Валихан Дусанов, пресс-секретарь ДЧС Костанайской области:
В момент взрыва, по-видимому, проводились какие-то ремонтные работы с источником огня, что и привело к созданию газо-воздушной смеси и взрыву.
Артем Солонский 5 лет работает с газом. Мастер открыл собственное дело. У него небольшая СТО в арендуемом боксе. Говорит, в работе нужна предельная внимательность и тщательное соблюдение техники безопасности. Причиной ЧП считает человеческий фактор.
Артем Солонский, мастер ГБО:
Процентов на 70 я уверен, что несоблюдение норм ПБ люди курят. Достаточно просто включить свет в помещении, потому что выключатели и будет искра, и все, этого хватит, чтоб зажечь газ.
Владелец «бусика» Виктор Шемякин ездит на газу больше 6 лет. За счет этого экономит больше 50% топлива. Чтобы избежать подобных ЧП, водитель отказался от вредной привычки.
Виктор Шемякин, водитель:
Где-то утечка пошла, курили рядом, раз и взлетели, может и такое быть, я допустим,не курю уже много лет, и в машине не курю, чтобы не взлететь.
В Костанае примерно 30 % авто с газобалллоным оборудованием, рассказывает мастер. В основном, переоборудуют коммерческий транспорт, в том числе таксисты и грузоперевозчики. Ужесточать контроль за станциями, которые занимаются установкой ГБО, смысла нет, считает Артем. Поясняет, что даже при наличии лицензий и разрешительных документов, может быть утечка газа и чрезвычайное происшествие.
Артем Солонский, мастер ГБО:
Лицензию получает директор предприятия, а работает кто? сотрудники, от текучки кадров никто не застрахован, потому что пришел наплыв работы, людей набрали. Наплыв кончился, люди ушли, поэтому ужесточать смысла нет, халатность людская как была, так и будет.
Сейчас на месте взрыва пепелище и груда строительного мусора. Хозяин станции, в одночасье потерявший бизнес, от встречи с нами отказался, сославшись на ухудшение состояния здоровья. Рядом с завалинами круглые сутки дежурят 2-е мужчин. Владельцы примыкающих к станции гаражей показывают, во что превратилось их имущество.
Анатолий Дерюгин, владелец гаража:
Естественно жалко, всю жизнь в этом гараже, с 1975 года гараж у меня здесь. Хорошо, что только вот дочка ставила машину, забрала машину, уехала на работу, и такое произошло.
Мужчины обратились в полицию, чтобы возместить ущерб. Намерены идти и в суд. Восстанавливать гараж, смысла нет, считают пострадавшие. Поэтому согласны на равноценное имущество. Расследование проводится по статье «Нарушение правил пожарной безопасности». Виновным грозит до 7 млн.тенге штрафа, исправительные работы, ограничение либо лишение свободы сроком до 3-х лет.
Ирина Беженарь, пресс-секретарь ДП Костанайской области:
В рамках уголовного дела назначен ряд экспертиз, будут проверены правоустанавливающие и разрешительные документы, будут опрошены все причастные лица, будут установлены виновные лица, которые будут в последующем привлечены к ответственности.
Сколько СТО в Костанае занимается установкой ГБО, подсчитать сложно. Судя по объявлениям на сайтах, несколько десятков. Для их проверки нужна конкретная жалоба с указанием нарушений, - отмечают пожарные. А вот для открытия такого бизнеса достаточно специального оборудования, навыков и лицензии. При этом разрешительных документов от пожарной службы не нужно.
А. Рахманова