Жуткая авария на железнодорожном переезде в Шамалгане потрясла казахстанцев. Поезд на полном ходу протаранил пассажирский автобус, который оказался зажатым на ж/д путях. Обычно в это время здесь бывают огромные заторы. Творился настоящий хаос. Люди чудом спаслись. Но водитель общественного транспорта по непонятным причинам сидел до конца и погиб на месте от полученных травм. Пострадала женщина с двумя детьми. На днях выжившим девочкам провели сложные операции. Их ввели в медицинскую кому. Но, врачи делают неутешительные прогнозы: малышки в крайне тяжелом состоянии. Переезд в Шамалгане один из самых аварийных по стране. Ежегодно здесь случаются крупные ЧП. Можно ли было избежать страшной трагедии, почему затянулось строительство моста, и кто виноват в крупной аварий. Репортаж Адиля Онербаева.
Свидетелями трагедии в поселке Шамалган стали десятки водителей и случайные прохожие. Люди снимали все на камеры мобильных телефонов и затаив дыхание, ждали момент столкновения.
В поезде находились сотни пассажиров, никто из них не пострадал, чего нельзя сказать о тех, кто не успел выйти из автобуса. Водитель пытался как можно скорее выпустить людей на улицу. Сам 40-летний Нургали Сорокуба погиб в этой аварии. Серьезные травмы получили 3 человека – мама с двумя дочерьми. Одного ребенка буквально вытащили с того света спасатели.
Андрей Понаморев, очевидец:
Я побежал в ту сторону, где автобус стоит. Там 2 девочки лежит. У одной проверил, дыхания не было, начал делать сердечно-легочную реанимацию. У нее сердце забилось.
На месте трагедии местные жители потребовали встречи с чиновниками. Железнодорожный переезд, по их словам, уже давно имеет смертельную славу. В оба направления постоянные автомобильные пробки. Чтобы побыстрее переехать через рельсы, водители рискуют своими жизнями. Требование у недовольных было только одно.
Адиль Онербаев, корреспондент:
Этот переезд разделяет поселок на 2 части. В день здесь проезжают десятки составов и тысячи автомобилей. Как говорят местные жители, пробки тут начинаются с 4 дня до 12 ночи. С момента трагедии здесь дежурят сотрудники полиции, чтобы никто из водителей не решился проехать на красный свет.
Трагедия с поездом тоже разделила жизнь поселка на «до» и «после». Раньше чиновники утверждали, что строительство моста финансово невыгодно. Теперь признали – безопасность людей превыше всего. Мост строить все-таки будут, а вместе с ним и пешеходный надземный переход.
Роман Скляр, заместитель премьер-министра РК:
Проектирование проходит в течение короткого времени 3-4 месяца это максимум. В следующем году мы планируем начать строительство путепровода. Необходимо окончательно определиться с местом.
Если мост решат строить на месте, где произошла трагедия, проект может оказаться слишком дорогим, признаются чиновники. Для этого придется снести около 70 частных домов и 2 заправочные станции.
Адиль Онербаев, корреспондент:
Частные дома здесь расположены вплотную к трассам и железной дороге. Чиновники предполагают, что основная часть затрат на строительство моста уйдет именно на выкуп земельных участков. Процесс этот, как правило, затягивается и нередко заканчивается судебными разбирательствами.
Жанабай Кобландин, директор алматинского филиала АО «НК QazAvtoZhol»:
Те же люди, которые сейчас кричат, что мост нужен, коснется его квартиры или дом снести, вместо того, чтобы по рынку, когда дом стоит от 2 до 10 миллионов, когда узнают, что там мост будет, завтра сами свидетелями будете, будет просить 100 млн. и начинают судиться.
Полиция тем временем в участившихся трагедия винит самих водителей автотранспорта. По всей стране насчитывается 139 подобных переездов. Количество ДТП на них неуклонно растет. Если в прошлом году произошло 9 аварий, в которых погибли 2 человека и пострадали 8, то только за 8 месяцев текущего года случилось уже 6 ДТП с 1 смертельным случаем.
Ерлан Тургумбаев, министр внутренних дел РК:
Есть вопрос по усилению ответственности водителей за переезд ЖД переездов. Потому что при столкновении с поездом очень часто происходят летальные исходы. Давайте мы рассмотрим и внесем предложение.
Главный полицейский страны пообещал провести тщательное расследование происшествия на переезде в Шамалгане. Установят и степень вины дежурного переезда.
Ляйля Жарылгасова:
Мы оказались как в ловушке, хотя бы встречные его пропустили бы. 5 рядов стояли.
Тот самый переезд оснащен несколькими заградительными средствами: когда включается запрещающий красный цвет светофора, автоматически закрывается шлагбаум, и поднимается металлическое ограждение. Следователи выясняют, как автобус смог заехать на пути, игнорируя все правила. Для этого на днях даже провели эксперимент с использованием такого же автобуса. Специалисты железнодорожной отрасли уверены, что дежурный сделал все что смог.
Нурбек Исагулов, начальник Защитинской дистанции пути г. Усть-Каменогорск:
Он непосредственно выполнил свои непосредственные обязанности: включил заградительную сигнализацию, подал машинисту знак, что переезд загорожен и тем самым машинист выполнил экстренное торможение. Можно было бы протаранить легковые машины впереди и дальше поехать, чтобы обеспечить хотя бы свою жизнь. Но все подумали, что поезд остановится.
Времени и расстояния для торможения у машиниста поезда не было, признают эксперты. Одно ясно точно - даже при малой скорости удар был сильным. Автобус протащило еще несколько метров вдоль железной дороги. Трое пассажиров выжили чудом, говорят врачи. Недавно их перевезли в Алматы для дальнейшего лечения. Мать двоих детей готовят к операции, у нее многочисленные переломы.
Рамазан Аскеров, заведующий отделением политравмы ГКБ №7 г. Алматы:
Множественный перелом ребер, перелом плечевой кости, справа перелом ключицы, слева перелом лопатки и все они со смещением. Сейчас как раз идет подготовка к оперативному вмешательству.
Пострадавшей девочке уже сделали операцию. Малышей ввели в состояние медицинской комы. У детей серьезные травмы головного мозга. Они в крайне тяжелом состоянии. Детали расследования страшной аварии на переезде сотрудники полиции пока не раскрывают. Создана специальная комиссия.
А. Онербаев