Погода в
×
Главная / Новости / В Казахстане детей с речевыми проблемами становится все больше

В Казахстане детей с речевыми проблемами становится все больше

Картавые, шепелявые и  просто молчуны – в Казахстане становится все больше детей с речевыми проблемами. Официально, за 10 лет их число выросло на четверть. Но практикующие педагоги говорят, в разы увеличилось число первоклассников, которым остро нужна помощь логопеда. В каждом классе - по 5-6 человек. Винят в этом  гаджеты и нарушения во время беременности. Родители боятся детских медико-педагогических комиссий. Думают, что поставят постыдный диагноз и определят в специнтернат. Но запущенные логопедические проблемы приводят к сложностям в учебе, комплексу неполноценности. Катерина Брынюк о том, как услышать, что ребенку нужна помощь.

Плохо говорит, а значит, плохо читает, плохо пишет и плохо понимает программу, делится наблюдениями учитель младших классов Стелла Прядко. Педагог с тридцатилетним стажем отметила – если раньше в первый класс приходил один ребенок с нарушениями речи, то в последние годы их уже 5-6.

Стелла Прядко, учитель младших классов гимназии №60:

Вот как пишут дети с нарушениями речи – они не видят строчек, буквы прыгают. Приходят с очень маленьким словарным запасом. Если раньше мне приходилось объяснять значение одного-двух слов. То сейчас 80 процентов слов, если мы читаем в азбуке, значения этих слов дети не знают. 

Дети с нарушениями речи нервозны, а с возрастом нерешенные проблемы приводят к комплексу неполноценности, подтверждают и психологи.
 
Ирина Юсупова, детский психолог:
 
Когда идет задержка речевого развития, идет и задержка психического развития, когда ребенок не доразвивается, отсюда сложности с педагогами, с поступлениями и так далее. Самооценка страдает, потому что над такими детками начинают смеяться.

За последние 10 лет число детей с тяжелыми нарушениями речи выросло на 25 процентов, рассказывают специалисты научно-практического центра коррекционной педагогики. Официально на учете состоят почти 45 тысяч малышей.

Даурен Култаев, зав. отделом Национального научно-практического центра коррекционной педагогики МОН РК:

Если сравнивать десятилетней давности, то на тот момент с общими нарушениями речи было 33 тысяч. То есть мы видим рост количества детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Тут дорога с двухсторонним движением – увеличивается и количество детей, и выявляемость.


Педагоги же говорят, что тех, кому остро нужна помощь логопедов и дефектологов на деле в разы больше. Родители часто воспринимают в штыки рекомендации учителей младших классов.
 
Стелла Прядко, учитель младших классов гимназии №60:

Хотя там опытные дефектологи, которые могут дать рекомендации родителям и учителю. Мы просим – помогите нам. Вы сходите, нам дадут какие-то рекомендации, и мы их с удовольствием будем выполнять. Мы хотим, чтобы они правильно произносили звуки. И у чтобы у них не было проблем.

Коррекционный детский сад в Усть-Каменогорске посещают 300 детей. И желающих сюда попасть хотя бы за год до школы в разы больше, на портале огромная очередь. Директор делится, нередко родители приходят  на консультации, но отказываются пройти медико-педагогическую комиссию. Боятся, что после постыдного диагноза  для ребенка с нарушением речи  обычная школа будет закрыта, и им придется заниматься в спецучреждениях. Специалистам приходится доказывать обратное.

Гульден Ибраева, директор детского сада №62:
 
Именно ранее обращение родителей, когда видят, что ребенок не говорит, у него отсутствует речь, он не жестикулирует, нудно обращаться в ПМПК, брать заключение и вовремя оказывать необходимую коррекционную помощь. К сожалению, в последние годы увеличилось количество детей, с речевыми нарушениями. Причины разные внешние, внутренние, социальные.


На развитие речи влияет и внутриутробное развитие и гиперопека. И даже такой неожиданный фактор, как повышение пенсионного возраста. Дедушки и бабушки, которые всегда были носителями устного творчества, теперь на работе. В шымкентской библиотке тенденцию заметили и открыли уголок «Аташкины сказки».

Асазат Арыстанова, зам. директора городской библиотеки «Отырар»:

Мы приглашаем дедушек и бабушек, которые уже на пенсии. Они приходят, читают сказки вслух. Всем детям, не только своим. Потом обсуждают, разговаривают. По несколько часов сидят. Очень пользуется популярностью.

Ольга Ярыгина, логопед:

Меньше стало активности у детей.  Это очень плохо сказывается на их умственном развитии. Это связано с образом жизни, со всей организацией нашей жизни, очень много компьютера пришло в нашу жизнь. 

Из-за чудесного виртуального мира люди стали меньше разговаривать, уверены специалисты. Но «продвинутые» мамы выступают в защиту гаджетов. Говорят в век интернета и роботехники они только помогают воспитать гения. Ирина Едрешева вручила планшет сыну Дариану, когда ему исполнился год.

Ирина Едрешева, мама первоклассника:

Я скачала развивающие приложения. Он изучал формы, буквы, цвета. Ему это очень нравилось. Но мы дозировали 15 минут в день, не больше. И мы так сразу поставили, что нет- дальше нет. Сейчас он владеет интернетом, увлекается кубиком Рубика. И информацию, нужную ему, он сам находит в интернете. Я считаю, что, если бы я запрещала ему, он не научился бы собирать в 6 лет 26 фигур.

Первоклассник Дариан в свои шесть знает таблицу Менделеева, перечитал все детские энциклопедии, с лёту подбирает сложные синонимы к словам и сочиняет сказки с закрученным сюжетом. А главное – здоров и уверен в себе.

Е. Брынюк