Похоже, что в Казахстане вновь назревает бензиновая лихорадка. Даже если мы сможем покрыть внутренние потребности своими силами, а не с помощью северного соседа, как это обычно и бывает, то скачков уже не избежать. А рост цен на топливо молниеносно приведет к удорожанию продуктов, услуг и товаров, прогнозируют эксперты. Но главный энергетик страны Канат Бозумбаев поспешил всех успокоить и попросил не верить слухам. Правда, позиция казахстанских чиновников меняется ежегодно. Как из страны начали незаконно вывозить горючее в Россию, где стоимость ходовой марки в разы дороже, хотят приравнять цены с соседями. Разница в 100 тенге. Хотя еще вчера сегодняшнюю реальность министры называли - «из области фантастики». Но она наступила! Репортаж Адиля Онербаева.
Это видео набирает миллионные просмотры. Россияне приятно удивляются казахстанским ценам на бензин и ругают “свое” правительство за чрезмерно дорогой ГСМ. В приграничных городах частенько образуются очереди из автомобилей с российскими номерами. Иностранцы штурмуют заправки и по несколько раз пересекают границу, чтобы заполнить под завязку топливные баки.
Александр Шорохов, житель России:
Где-то рублей на 15-20 если с Россией сравнивать дешевле. У меня друзья дальнобойщики, они заправляются, если едут куда-то далеко, стараются заправиться в Казахстане.
Однако, казхстанский бензин все же отличается от российского, уверяют сотрудники лаборатории по изучению качества топлива. Главное отличие в стандартах.
Владимир Яковлев, инженер лаборатории ВКГТУ им Д. Серикбаева:
Россияне везут ЕВРО 5, наши заводы выпускают ЕВРО 4. На одной заправке я заехал и летаю, как ракета, на второй что-то изменилось, а вот что изменилось. Для старых двигателей это конечно критично.
Но россияне голосуют кошельком и продолжают штурмовать казахстанские заправки. Для сдерживания отечественного бензина чиновники договорились ввести ограничения на вывоз – полный бак автомобиля и 120-литровая канистра. Все, что больше этого объема будет считаться нарушением. Но сразу же после принятия приказа главный энергетик страны Канат Бозумбаев признался – любые ограничения на границе породят коррупцию.
Канат Бозумбаев, министр энергетики РК:
Вваривают дополнительные баки до 3-4 тонн типа КАМАЗа машины, и тысячи тонн нашего бензина и дизельного топлива вывозятся в соседнюю страну, по сути мы субсидируем чужую экономику.
Если на границе с Россией бензин хоть и утекает в дополнительных баках, но за него жители соседней страны платят так же, как и казахстанцы. А вот на юге топливо выкачивали подпольно, а точнее под землей. В районе кыргызского села Кен-Булун обнаружили трехкилометровую трубу, по которой в день перекачивалось порядка 100 тонн ГСМ. Причем разоблачили преступную группу именно кыргызские спецслужбы. Причастны ли к топливной контрабанде казахстанцы, пока неизвестно.
Проблема топливной утечки не на шутку взволновала чиновников, и едва не рассорило членов кабмина. Министры то заявляли о необходимом повышении цены на бензин, то опровергали слова друг друга.
Министр экономики Руслан Даленов предложил повысить акциз до 18 тенге за литр бензина. Сейчас он на уровне 8 тенге. Акциз – это по сути дополнительный налог с продажи нефтепродуктов. В России тот же налог в этом году составляет около 70 тенге. Собственно поэтому и сам бензин в соседней стране дороже казахстанского почти на 100 тенге. Увеличение акциза в нашей стране, по подсчетам Даленова, приведет к минимальному росту.
Руслан Даленов, министр национальной экономики РК:
Бензин подорожает или нет, мы сейчас обсуждаем. Если пойдет сверху цены, предельно на 10 тенге может подорожать.
Министр энергетики Канат Бозумбаев идею о повышении акциза не поддержал. Но в случае принятия проекта предложил отменить налог на автомобили объемом двигателя до 3 литров. Однако и эту идею позже отвергли. Еще через пару дней и сам проект постановления о поднятии акциза удалили с официального сайта министерства. Экономисты в свою очередь считают, участившиеся заявления чиновников означает, что совсем скоро на табло АЗС автолюбители увидят совсем другие цифры.
Сергей Смирнов, эксперт:
Я вам привел пример с дизтопливом. Было 135, сейчас 195, и что? Народ привык. И я могу напомнить, когда они летом 2017 года повышали акцизы, уверяли, что к ноябрю того же года цены вернутся к исходному состоянию. Ничего не вернулось, они просто забыли про свое обещание вернуть на прежний уровень. Народ просто привык. И тут тоже самое произойдет, как и с диз. топливом, цены будут расти скачками.
Точку в спорах в своей привычной манере попытался поставить Канат Бозумбаев, ответив журналистам предельно ясно, что в этом году никаких изменений не будет, в том числе и с акцизами на топливо.
Однако, если вспомнить предыдущие заявления главного энергетика страны о повышении цены на топливо, можно заметить, как позиция министра меняется ежегодно. Как говориться, почувствуйте разницу.
Канат Бозумбаев, министр энергетики РК:
Второй путь - это нарастить цены до уровня российских. Но это такой, я так скажу, наверное, из области фантастики. (05.11.2018 г.)
Канат Бозумбаев, министр энергетики РК:
Когда-либо мы должны будем его пройти, это поэтапное сближение цен с нашими соседями. Разрыв между нами и РФ больше 100 тенге на литр. Поэтому поэтапное сближение цен с соседями должно быть. (16.10.2019 г.)
Сами казахстанцы в обещания чиновников о неизменности цен на топливо верят с трудом.
Рост цен на топливо молниеносно приведет к удорожанию продуктов, услуг и товаров, уверены эксперты.
Арман Бейсембаев, экономист:
Если мы берем рост цен на 10 тенге, то для конечного потребителя это будет рост цен на 30-40 тенге минимум. Потому что у вас есть еще цепочки. От логистики до конечного потребителя сидят еще много цепочек, которые накладывают еще сверху свою маржу.
Адиль Онербаев, корреспондент:
Прогнозы специалистов неутешительны. За ростом цен на продукты, услуги, товары грядет и инфляция. При подорожании бензина, удержать ее в намеченном коридоре не удастся, уверены экономисты. Остается только верить словам министра энергетики, что в этом году шоковых изменений цен не будет. Правда, до конца 2019-го осталось всего 2 месяца. А вот про следующий год Канат Бозумбаев обещаний еще не давал.
А. Онербаев