$494.87 €520.65 ₽4.91
×

Усыновлённый казахстанский подросток в США совершил самоубийство, - приемный отец

AstanaTV
02.11.2019г. в 20:00
6075
Усыновлённый казахстанский подросток в США совершил самоубийство, - приемный отец

Усыновлённый казахстанский подросток в США совершил самоубийство. Страшную новость сообщил его приемный отец. История взбудоражила казахстанцев из-за смены пола умершего. Девочка Айсулу-Диана стала Дэвином - трансгендером и ЛГБТ-активистом. Судьба юного соотечественника вызвала бурю негодования против всех заокеанских усыновителей. Однако, эксперты говорят: за год всего 8 наших сирот уехали к заграничным мамам и папам. Все – на контроле консулов. Проблема в другом - 4 тысячи казахстанских семей хотят, но не могут усыновить ребенка. При этом в казенных учреждениях сейчас около 5 тысяч детей. Но сократить их число – значит лишить кого-то источника наживы, считает Аружан Саин. Детский омбудсмен рассказала: государство выделяет внушительные суммы на каждого детдомовца. Менять ситуацию проворовавшимся чиновникам в системе просто невыгодно. Катерина Брынюк разбиралась в ситуации.

Уэйн Тэкабари, отец Дэвина Айсулу:
 
Сказал, что будет мальчиком. Но физически он не был трансгендером. Так Диана Айсулу стала Дэвином. Мы были ошеломлены. Но поддерживали его.

Годовалую Айсулу американская пара усыновила в Костанае в 2002 году. На  детских фото видно - ребенок носил платья, рисовал, посещал класс домбры. Подростком увлекся живописью и фотографией. А еще стал ЛГБТ-активистом. «На разных дискуссионных площадках представлял доброе лицо и красноречивый голос от имени своей ЛГБТ-семьи», говорится в некрологе.

Уэйн Тэкабари, отец Дэвина Айсулу:
 
Последние 3 года характер стал трудным. Даже лежал в клинике, учился управлять эмоциями. К тому же, Дэвин очень страдал от неразделенной любви к одному парню. Еще и в новой, высшей школе столкнулся с сильным давлением. В итоге, он наложил на себя руки. Это был суицид.

17 летнего Дэвина Айсулу Тэкабари похоронили в штате Массачусетс в начале осени. Причины его смерти в Министерстве иностранных дел нашей страны так и не озвучили. Хотя по закону, дети, усыновленные иностранцами, до 18 лет имеют двойное гражданство и находятся на контроле консулов нашей Республики. Это интервью в доме погибшего записала казахстанский журналист-фрилансер. Дэвин Айсулу Тэкабари – один из 9 тысяч казахстанских детей, усыновленных иностранцами за последние 20 лет. Сейчас оттока сирот из нашей страны нет, говорят в Комитете по охране прав детей. За год в заокеанские семьи уехали только 8 несовершеннолетних. 

Гульмира Кульсариева, главный эксперт Комитета по охране прав детей МОН РК:

Мы даем разрешения только семьям с традиционной сексуальной ориентацией. Через аккредитованные агентства они пишут свои пожелания, какого ребенка они хотели бы усыновить. И уже министерство образования предлагает тех детей, от которых отказались наши, казахстанские граждане. Детей мы в этом году не предлагали, потому что у нас нет детей.

В казённых учреждениях Казахстана сейчас около 5 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Вроде бы и желающие есть. 4 тысячи казахстанских пар - кандидаты в приемные родители. И процедура упрощена. С пакетом из 8 документов и ЭЦП можно получить доступ к детскому банку данных и найти ребенка. Но, во-первых, все хотят принять в семью только малыша. А 80 процентов детдомовцев – старше 10 лет. Всплывают и другие факторы – человеческие, законодательные, технические.

Салтанат пришлось месяцами теребить техслужбу электронного правительства, чтобы одобренное досье получило подпись. Три года назад они с супругом решили взять ребенка в семью. Только этим летом стали патронатными родителями. Готовятся усыновить мальчика и девочку.

Салтанат Нуртаева, патронатная мама:
 
Долгая процедура была у меня. Эта госуслуга должна пройти через егов, ЦОН, она вручную не берется, в акимате не принимается. При подписании у меня документ тяжело подписывался. База плохо работала. В конце концов решилось так – я сдала вручную. Разрешили.

Каждой приемной семье нужна серьезная индивидуальная поддержка, считает Аружан Саин. У иностранцев она есть. Казахстан аккредитовал 12 зарубежных агентств, которые полностью сопровождают весь процесс.

Аружан Саин, Уполномоченный по правам ребенка РК:
 
Допустим, это французское агентство. Оно помогает гражданам Франции усыновлять детей внутри Франции и за ее пределами. Но почему-то депутаты нашего Парламента не озаботились правами наших граждан.  +Почему не узаконена работа казахстанских агентств по усыновлению, которые помогали бы нашим гражданам общаться с госорганами, оформлять документы. Могли бы выполнять миссию по усыновлению детей гражданами Казахстана из других государств. Мы тоже часть этого мира.

В пилотном режиме в нескольких регионах действует Агентство по усыновлению. Потенциальным родителям помогают абсолютно бесплатно. На деньги спонсоров и общественного фонда. «Работаем как волонтеры  на свой страх и риск, потому что стандарты не прописаны», рассказала Балия Акимбекова. Исполнительный директор «Дома мамы» также выступает за то, чтобы школу приемных родителей сделали обязательной на законодательном уровне. 

Балия Акимбекова, исполнительный директор ОФ «АНА ҮЙІ»:
 
Не все приемные родители, которые обращаются за консультацией, на самом деле готовы к принятию ребенка в семью. Кто-то так пытается склеить семью. Или взрослые бегут от одиночества. Мы почему бьем в колокола – потому что мы сейчас наблюдаем большой процент возвратов. От 10 до 18 процентов детей, которых берут из детских домов – их возвращают. Это катастрофа для ребенка.

Нормы о деятельности национальных агентств по усыновлению включили в проект закона о статусе педагога. Однако депутаты предлагают вынести их в отдельный закон. А это еще три года, не соглашаются  общественники. Систему детских домов с внушительным подушевым финансированием просто невыгодно менять тем, кто привык на ней наживаться, считает детский омбудсмен Аружан Саин. 

Аружан Саин, Уполномоченный по правам ребенка РК:
 
Помимо того, что больше 200 тысяч тенге ежемесячно, выделяется на содержание ребенка, существует множество бюджетных программ, в которых прячется вот это  дополнительное финансирование.  Чем меньше детей, тем меньше денег. Выявлено огромное количество нарушений прав детей – начиная с нарушения прав детей на имущество, на здоровье. Были случаи, когда детей можно было лечить, но не лечили. Помните, целый грузовик с продуктами из Ленгера вывезли? Это хищения, коррупция, где деньги, которые выделяются на детей, тратятся на совершенно другие вещи.

И хотя детдомовцев стало в 4 раза меньше, в стране по-прежнему работает 109 закрытых детских учреждения. Их Уполномоченный по  правам ребенка надеется закрыть. Взамен Аружан Саин предлагает ввести институт фостерной или профессиональной семьи. Это когда мама и папа с детьми  на время принимают чужого малыша или подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Государство за это платит. А позже, когда проблемы решатся, ребенок возвращается к биологическим родителям или навсегда обретает новых, приёмных

Е. Брынюк