У жителей Алматы набирает популярность новый вид общественного транспорта. За первый день работы электро-автобусы перевезли шесть тысяч пассажиров. 10-ть экологически чистых басов вышли на маршрут накануне. Они курсируют по проспекту Толе би. В электрическом автопарке уверены в экономической, а главное, в экологической пользе автобусов на аккумуляторах и уже готовы приобрести следующую партию. Преимущества нового общественного транспорта оценил и наш алматинский корреспондент Адиль Онербаев.
Черный дым и запах гари. Такую картину нередко можно увидеть и даже почувствовать на дорогах Алматы. Но, похоже, что "жить" коптящему общественному транспорту осталось недолго. На его смену приходят экологически чистые автобусы. Идею их внедрения активно реализовывало прежнее руководство города. Учитывая, что основной источник загрязнения воздуха - это транспорт, проблеме уделялось пристальное внимание. За последние несколько лет удалось сократить вредные выбросы со 128 до 80 тысяч тонн в год.
Сегодня большой популярностью у горожан пользуется 206 маршрут. Многие ждут именно эти белые автобусы, чтобы прокатиться на первом в стране полностью электрическом транспорте. И это современная альтернатива устаревшим трамваям.
Адиль ОНЕРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
За движение и комфорт в автобусе отвечают 9 аккумуляторов, заряжаются они за 4 часа, а энергии хватает на целый день работы или 300-450 км. пути. Причем энергию здесь не экономят. На батареях работает освещение, отопление и даже зарядки для гаджетов.
Достоинства экологически чистого транспорта на этом не заканчиваются. Скорость экобаса такая же, как и у дизельных и бензиновых автобусов. А вот резко давить на газ и обгонять других водителей на нем не получится. Впрочем, этого водителям и не позволят сделать диспетчеры. За каждым движением внутри салона следят камеры наблюдения и операторы.
Талгат ТУРЫЛЫКОВ, ВОДИТЕЛЬ ЭЛЕКТРОАВТОБУСА:
Во-первых, это электрический, экологически чистый транспорт. А так ни в чем не уступает другим автобусам. Бесшумный конечно. Тяга отличная, поверьте. Медленно разгоняется, медленно плавно останавливается, так что ничего такого нет.
Первыми на маршрут вышли 10 автобусов. Собирают их здесь же в Алматы, а вот производят запчасти в Европе. Стоимость конечно намного выше автобусов с двигателями внутреннего сгорания. 1 такой состав автопарку обошелся в 150 млн. тенге. Окупить траты надеются за 5 лет за счет экономии на топливе. Проект реализуется полностью на частные инвестиции.
Петр СМЕХОВИЧ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТОО «АЛМАТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОАВТОБУСНЫЙ ПАРК №1»:
Если дизельный автобус тратит десятки литров дизельного топлива, который стоит под 200 тенге, то наш автобус тратит от 0,7 до 1 киловата электроэнергии. Даже если по 20-25 тенге, это будет в 2-3 раза дешевле, чем эксплуатация дизельного автобуса.
Что касается стоимости поездки для пассажиров, то она никак не изменилась - 80 тенге. 206 маршрут проходит по проспекту Толе би. В ближайшее время на улицах города появятся еще несколько десятков электробасов по новым направлениям.
А. Онербаев