Ерлан
Сагадиев готов рассмотреть предложения родителей по пятидневке. Точнее по
снижению нагрузки на учащихся, которая стала следствием перехода школ на новый режим обучения. Моя коллега - Ольга
Чапурина изучала эту тему не одну неделю. Встретилась с родителями,
преподавателями, депутатами. Задала вопрос министру. Стало очевидным, что
некоторые учебные заведения - не смогли перейти на пятидневку. В Таразе,
например, у одной из школ это не
получилось из-за трёхсменного обучения. Но есть и те, кто ввёл свою систему. Сейчас об этом подробнее.
Столичная
общеобразовательная школа. Родители младшеклассников спорят о плюсах и минусах
новой пятидневной недели. Мнения мам и пап разделяются.
Сейчас
заканчиваются в семь часов уроки. Вот представьте! 6-7 уроков! Это очень тяжело
ребенку.
На
так называемую пятидневку казахстанских школьников перевели с начала учебного
года. Минобразования рекомендовало сделать субботу выходным днем. А уроки
распределить по оставшимся пяти дням. За счет этого в ведомстве попытались
разгрузить школьников
и дать дополнительный выходной. В итоге получилась такая картина. Это график
учебной нагрузки. У учащихся младших классов ежедневно в среднем шесть уроков,
у старших - восемь. В прошлом году было как минимум на два урока
меньше, - рассказали нам преподаватели. Сами
занятия сократили на пять минут. По расчетам специалистов при такой
длительности высвобождается тридцать минут времени. Но на практике все
оказалось иначе. Родители жалуются на усталость детей, а некоторые школы просто
отказались переходить на новые стандарты.
В
этой Таразской школе о пятидневной
учебной неделе дети даже не мечтают. Из-за большого количества учащихся здесь учатся в три смены.
Джамиля Бекбатырова, зам. директора Управления образования Жамбылской области:
В
этом году на пятидневную учебную неделю
не перешли эти 4 школы. Потому что в этих 4 школ учатся 482 учащегося.
Нагрузка учителей тоже без изменений. Но по еженедельной нагрузке у учителей
проблем нет.
Таких
школ в Казахстане 127. Кроме того, по данным министерства, переход на
пятидневку пока отложен в ряде гимназий и лицеях. Там дети продолжают учиться
по субботам. Это возмущает отдельных
депутатов.
Ирина
Смирнова, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Народные коммунисты»:
Для
того чтобы ввести пятидневку надо подумать об оптимизации школьных предметов.
Об их интегрировании, с тем чтобы количество уроков было меньше. Потому что на
самом деле восемь уроков или семь уроков, о которых вы говорите это очень
трудно перенести. И это будет влиять и на состояние здоровья ребенка.
Главный
педагог страны признает, действительно нагрузка на школьников после перехода на
пятидневку - удвоилась. А для её
снижения необходимо убирать некоторые уроки, или объединять, - аргументирует
нам Ерлан Сагадиев. Вот только от каких
предметов надо отказаться в ведомстве пока не знают.
Ерлан
Сагадиев, Министр образования и науки РК:
Вот
я вас хотел бы спросить, для того чтобы снизить нагрузку надо убрать урок.
Правильно? Какой урок вы предлагаете убрать? Рассматривался вопрос объединения
литературы и русского языка, но педагогическое сообщество выступило - против.
Рассматривался вопрос об объединении алгебры и геометрии. Педагогическое
сообщество выступило против. Поэтому сейчас тот объем предметов, который есть,
он есть.
Но
есть учебные заведения, сумевшие перейти на пятидневку практически
безболезненно. К примеру, эта средняя школа в Астане. Чтобы не перегружать
детей педагоги включили в расписание два повторяющихся предмета.
Сайран
Гайсина, директор средней школы № 25 г. Астана:
Допустим
9А класс возьмем. У них в среду 2 урока геометрии, 2 урока казахского языка,
история, биология, человек общество право, и прикладной курс Абай тану. То есть
в этот день у них идет подготовка по геометрии, истории мира и биологии. То
есть поставили сдвоенные уроки, чтобы легче было детям подготовиться к
следующему дню. Они не готовят восемь уроков, они не готовят семь уроков они
готовят самое максимальное 4 подготовки в день.
Ольга
Чапурина, корреспондент:
В
итоге пока в Казахстане пять дней будут учиться не все школьники. Когда это новшество освоит вся страна не известно. По словам Министра образования, сначала нужно
избавиться от трехсменных и четырехсменных школ. Для этого надо строить новые учебные заведения. Что касается
большой нагрузки на учащихся, то Ерлан Сагадиев
уверяет, что готов рассмотреть
предложения родителей.
О. ЧАПУРИНА