Более 200 сотрудников завода Зенит в Уральске могут пополнить ряды безработных. Опытные и квалифицированные кораблестроители в полной растерянности: где применять свои навыки и знания, если редкое производство остановят? А это вполне реальный сценарий: на следующий год у "Зенита" нет заказов. Кто "задушил" старейшее в стране предприятие? Разбиралась Татьяна Рудаметова.
В этом цеху рабочие собирают корпусы кораблей. Антон Копняев прошёл путь от простого слесаря до начальника участка. Говорит, что в последнее время работы заводчанам не хватает. Кораблестроитель даже не знает, куда податься в случае увольнения. 30 его коллег в этом году уже попали под сокращение.
Антон КОПНЯЕВ, НАЧАЛЬНИК УЧАСТКА УРАЛЬСКОГО ЗАВОДА «ЗЕНИТ»:
Не будет новых заказов – в начале следующего года цех остановится и будет сокращение, нас это не может не беспокоить и наши семьи. Я не представляю - куда я могу пойти работать дальше по специальности в этой отрасли, на рынок?
В 90-х годах “Зенит” стал предприятием по оснащению боевыми кораблями военно-морского флота Казахстана. Для этого рабочие завода проходили обучение в морском техническом вузе Санкт- Петербурга. Выпустили более 30 судов. Но в этом году доделывают последние два, и что будут делать дальше - не знают.
В случае сокращения больше всего пострадают инженеры и технические работники, потому что аналогичных вакансий в Республике просто нет.
Александр БОЙКОВ, СЛЕСАРЬ УРАЛЬСКОГО ЗАВОДА «ЗЕНИТ»:
Завод старый, с времён войны работает. Мы все переживаем. У меня родители здесь работали. У всех династии здесь работали. Все хотят, чтобы завод жил. Этот завод - наша судьба.
Завод спасло бы, если он частично перестроился на производство гражданских судов и катеров, говорит руководство предприятия. Однако такие заказы даже от частных лиц со всей страны уходят в другие государства. Кроме того, "Зенит" относится к квазигосударственному сектору и, согласно правительственному постановлению, почти все виды деятельности гражданской продукции выпускать запрещено.
Вячеслав ВАЛИЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР УРАЛЬСКОГО ЗАВОДА «ЗЕНИТ»:
Получается, создают преференции, чтобы рынок заполнился товарами других производителей с России, с Китая. А рынок отечественного производителя никак не поддерживается. И это вызывает большую обеспокоенность. Мы 100% знаем, что пограничной службе нужны катера проекта "Айбар". Мы могли бы его заложить, но мы должны быть уверены в том, что они будут выпущены на 21-22 год. И на это будет выделено соответствующее финансирование.
О том, что завод на грани закрытия знают и местные власти. Но уже несколько лет ничего сделать не могут, говорят чиновники.
Турсын УТЕБАЕВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИНДУСТРИАЛЬНО-ИНОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЗКО:
Этот вопрос мы поднимали в ходе визита в нашу область заместителя премьер-министра РК Скляра. Кроме этого писали письма в МИИР и в министерство обороны по поводу загруженности предприятия. Есть у нас определённые виды продукции, которые мы хотели бы предложить. Но окончательного решения пока нет.
Когда будет решение, и от кого оно зависит, рабочие не знают. Они уверены в одном: готовы строить ещё более современные катера и корабли, ничем не хуже турецких или российских. Но многие заводчане готовятся к худшему сценарию и уже ищут новую работу.
Т. Рудаметова