Необычных солдат берут на службу в вооруженные силы Казахстана. Они способны нырять на глубину до 300 метров, и проникать на территорию врага, оставаясь не замеченными. Речь идет о роботах. Наши военные начали использовать их пять лет назад. И машины, в некоторых случаях, оказались эффективнее живых людей. О технических новинках в армии Светлана Султангереева.
Трехкилограммовый робот только на вид, кажется, простой игрушкой. На деле это телеуправляемый полноправный сотрудник вооруженных сил Казахстана. С помощью специального пульта, он может проникнуть на территорию условного врага, записать аудио и передать картинку. Для этого в устройство встроены четыре камеры. Радиус действия машины - более 300 метров.
Мейржан ТУРМАГАМБЕТОВ, СТАРШИЙ ОФИЦЕР ДЕПАРТАМЕНТА СИЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ГЕНШТАБА ВС РК:
Его можно закидывать в здания. Управляется по защищенному каналу связи, что не позволяет его перехватить. Позволяет навешать на него взрывное устройство, дымовую шашку либо необходимое оборудование. Данный робот был апробирован в боевых действиях в Чечне, Южной Осетии, показал свои боевые возможности при операции боевой свинец в 2009 году.
Жандос МАРАТ, ОПЕРАТОР ПУЛЬТА:
Этот аппарат, устройство, одно из последних версий, можно так сказать, которые находится на вооружении структуры РК. Девиз этого робота - обнаружить невидимое и опасное.
А этот робот под названием K-Ster 1 работает под водой. Он исследует дно, находит взрывоопасные предметы и передает оператору их координаты. А дальше, за дело берется уже другая машина - K-Ster-C. Уничтожить мину она способна на глубине до 300 метров.
Адилет БАКДАБАЕВ, КОМАНДИР МИННО-ТРАЛЬНОГО КОРАБЛЯ «АЛАТАУ»:
В режиме онлайн мы по видеокамере видим, что находится по тем точкам, которые нашел Алистер А 9. Эффективность почему? Потому что он исключает участие живого человека. Роботами управляет только удаленно оператор. Есть у нас операторы взаимозаменяемые.
Внедрять роботов в свои ряды казахстанские военные начали пять лет назад. Для этого в вооруженных силах создано специальное управление. Его специалисты участвует в разработке новых машин. Пока на службе у нашей армии техника израильского и французского производства. Но, возможно, скоро появятся аппараты с пометкой made in Kazakstan.
С. Султангерева