Сотни водителей автобусов сегодня не вышли на работу в Шымкенте. Шоферы отказались обслуживать пассажиров до тех пор, пока им не повысят зарплату. В мегаполисе из-за этого возник транспортный коллапс. Вмешаться в ситуацию пришлось городским чиновникам. Бахрамбек Талибжанов с подробностями.
В Шымкенте с самого утра транспортный коллапс. Сотни автобусов не вышли на линию. Водители отказались обслуживать пассажиров до тех пор, пока им не повысят зарплату. Шоферы требовали, чтобы их оклад был не меньше 300 тысяч тенге.
Серик НАЗЫМБЕКОВ, ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА:
Максимальная моя зарплата составляет 110 тысяч тенге. Больше, я никогда не получал. Из этих денег я плачу кассирам ежедневно. Иногда даже не получается им заплатить. + Ежедневно на дорогу уходит в среднем 2 тысячи тенге. В месяц работаешь 15 дней. Расходы примерно 30 тысяч. А еще кассиру около 30-40 тысяч отдаешь.
Работники недовольны и условиями труда. Жалуются, что за мойку и срочный ремонт автобуса им приходится платить самим. Расходы из личного бюджета идут также на обед. А руководство компании, необоснованно повышает им дневной план. Трудиться стало невыносимо, заявляют водители. К возмущённым шоферам присоединились и кондукторы.
Балжан ТУКТИБАЕВА, КОНДУКТОР:
Вечером приезжаем, а они план просят. Как мы его выполним, если валидатор карту не пробивает. Нам сказали, если аппарат не будет работать, то пусть пассажиры не платят деньги. И сколько у нас человек бесплатно ездили. Из-за этого потом у нас тут конфликт возникает.
В "SHYMKENT BUS" сегодня работают более 500 водителей. А в автопарке компании насчитывается 300 автобусов. Из них 250 ежедневно выезжают на линии и охватывают около 40% городских маршрутов. Директор предприятия заявил, что готов поднять зарплату рабочим. При условии, если работники автопарка будут трудиться честно. Азат Кайыпбеков уверен, что шоферы и кассиры ежедневно "проворачивают" махинации с чеками.
Азат КАЙЫПБЕКОВ, ДИРЕКТОР ТОО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "SHYMKENT BUS"":
Вот вчера по автобусам я прошелся, проверял. Кому-то там за день было роздано 15 чеков, 7 чеков, 5 чеков. Ну не может быть, чтобы за целый день 5 человек было. Потому что вот, например, я сам на 96 маршруте тогда вышел в виде кондуктора, у них план был 15 тысяч, 16 тысяч тенге. Когда я проверил и ходил, прям досконально всем чек раздавал до вечера там вышла сумма 37 тысяч. Понимаете? Большая часть остается у водителей в кармане.
Попытки руководства уговорить своих сотрудников вернуться к работе, не увенчались успехом. Водители перекрыли выездной путь перед организацией и продолжали выдвигать свои требования. Позже сюда прибыли полицейские. Приехал даже сам градоначальник. Мурат Айтенов пытался успокоить людей и просил их выйти на маршруты. А к вечеру обещал помочь разобраться в их проблемах. Аким заверил, что зарплату им повысят. Попросил лишь дать время, чтобы изучить детально вопрос.
Мурат АЙТЕНОВ, АКИМ г. ШЫМКЕНТ:
Ели мы сейчас не придем к соглашению, то я возьму и раздам 100 автобусов другим компаниям. Поэтому давайте встретимся вечером, чтобы все решить. Жители города не виноваты в этой ситуации и недолжны страдать. Если вы будете и дальше так продолжать, то будет принято иное решение. Я вас всех прекрасно понимаю. Я сам впервые только сегодня узнал об этом вопросе.
Акиму удалось убедить большую часть сотрудников автопарка. Часть водителей в итоге вышли на линию. Некоторые продолжили выдвигать свои требования.
Бахрамбек ТАЛИБЖАНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Позже стало известно, что руководство транспортной компании и водители достигли-таки договоренности. Шоферам гарантировали, что их зарплата теперь составит 200 тысяч тенге. А кондукторы будут получать – 100 тысяч. С таким решением согласились 90% сотрудников. Остальные решили уволиться.
Б. Талибжанов