Не использовать территорию Афганистана, как пристанище для террористов. Об этом на первой официальной встрече с талибами в Москве заявил глава российского МИДа Сергей Лавров. После захвата власти Талибан отчаянно пытается добиться мирового признания. Однако в ряде стран, в том числе и в Казахстане, их по-прежнему считают террористической организацией. Так чего же на самом деле добиваются сторонники радикального движения? И о чем удалось договориться в репортаже Анары Сюмбаевой.
Вместо деловых костюмов, длинные рубахи, жилеты и тюрбаны. Так обычно выглядят талибы. Не хватает только привычных автоматов Калашникова, но на деловую встречу в России они явились без оружия. На переговорах по Афганистану участвовали несколько стран, в том числе и Казахстан. Афганская делегация одна из самых многочисленных – 11 человек. Перед ними стоит важнейшая задача - добиться международного признания.
Амир КХАН МУТТАКИ, и.о. МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АФГАНИСТАНА:
Почему в мире не признают нас официально? Мы контролируем всю территорию Афганистана, мы выполнили все условия и соответствуем всем стандартам как правительство.
Абдул Салам ХАНАФИ, ГЛАВА ДЕЛЕГАЦИИ "ТАЛИБАН":
Нам нужна поддержка мира в Афганистане. Нам нужна реконструкция и восстановление. Политика нового правительства заключается в том, что мы не позволим никому подрывать безопасность афганского народа, соседей Афганистана и стран региона и за его пределами.
Безопасность. Вот главный месседж, который пытаются донести до талибов не только Москва, но и другие страны Центральной Азии.
Сергей ЛАВРОВ, МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ:
Мы призываем движение талибов - и об этом говорили с уважаемой делегацией строго следовать линии на недопущение использования территории Афганистана кем-либо против интересов третьих стран, прежде всего против непосредственных соседей, стран Центральной Азии - наших друзей и союзников.
Но признавать талибов в мире не торопятся. Лидеры пока сходятся в одном: исправно снабжать Афганистан товарами первой необходимости. Чем больше, тем лучше. После заморозки афганских активов в США, она им не помешает, считает глава казахстанского МИДа Мухтар Тлеуберди. Об этом он завил в интервью агентству Спутник.
Мухтар ТЛЕУБЕРДИ, МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РК:
Сейчас в Афганистане временное правительство, оно международным сообществом не признано, поскольку, как вы знаете, движение Талибан является террористической организацией... Но, тем не менее, все международное сообщество, ООН, подходит с пониманием того, что нельзя допустить экономического коллапса и гуманитарного кризиса в Афганистане. Понятно, что подобный гуманитарный кризис вызовет новые вызовы.
Эти вызовы - изготовление наркотиков и потоки нелегальной миграции. Для ближайших соседей Афганистана это особенно актуально. Пока же от талибов ждут реформ, и выполнения всех обещаний, данных афганскому народу и международному сообществу. И может быть, после этого, последует официальное признание «Талибан». Напомню, что это движение запрещено в Казахстане.
А. Сюмбаева