Погода в
Главная / Новости / "Дефицит топлива": Казахстану нужен четвертый НПЗ, - эксперт

"Дефицит топлива": Казахстану нужен четвертый НПЗ, - эксперт

Бензин снова добавил в цене по всей стране. За последние две недели стоимость одного литра самой ходовой марки повысилась еще на 10 тенге. Это возмутило автолюбителей. Однако регулировать цены на топливо государство не будет, заявили в Министерстве энергетики. По крайней мере, напрямую. Глава ведомства Магзум Мирзагалиев уточнил, что контролировать ситуацию на рынке правительство будет другими способами. Решат ли они наболевшую проблему, Анна Рахманова узнала у экспертов.

В Костанае скачки цен на заправках начались еще летом. В последние две недели рынок топлива особенно лихорадит. В среднем литр самой ходовой марки бензина АИ 92 подорожал на 15 тенге и сейчас доходит до 183.  

БЛИЦ:

- Обычно заправляю 20 литров. Ощутимо подросла цена. Что сказать - недоволен! А кто нас слушает?!

- Так постоянно находят причины какие-то. НПЗ ремонтируют. Начинается подорожание, так начинается ремонт этих нефтяных заводов. Непонятно, почему, ну конечно, это плохо


В региональном управлении предпринимательства поясняют: 92-й бензин в основном поставляют с казахстанских заводов, остальные марки – из России. Поставщики полностью зависят от оптовых цен.

Амир БАТЫРГУЖИН, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ:

На что ссылаются наши операторы, они говорят, что закупочные цены у них выросли, расходы на доставку, то есть сложнее стало, поэтому у них выросла цена на 92-й бензин.


На рыночные условия кивают и в минэнерго. На заседании Сената Магзум Мирзагалиев заявил, что регулировать цены на ГСМ невозможно. По словам министра, влияет независимость от мировой цены на нефть Brent и стоимость горючего у подрядчиков. Глава ведомства также отметил, что низкие цены на казахстанских заправках в итоге привели к значительному дефициту дизтоплива, который сложился в этом году.

Магзум МИРЗАГАЛИЕВ, МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК:

Этим летом и осенью был сильный диспаритет цен, который достигал по дизтопливу 100 тенге за литр. Это фактически 50-процентная разница с нашими соседями, и она привела к очень большому "вымытию" казахстанского дизтоплива.

Но эксперты отмену государственного регулирования называют мерой преждевременной. Марат Башимов считает, для стабилизации цен на бензин, нужно чтобы все частные НПЗ постоянно находились в конкурентных условиях. Проблему мог бы решить четвертый нефтеперерабатывающий завод в стране, считает аналитик.

Марат БАШИМОВ, ДИРЕКТОР ЭКСПЕРТНОГО ИНСТИТУТА ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА:

Необходимо жесткое государственное регулирование. И тем более сейчас не поздно построить. Еще 12 лет назад эксперты говорили, если построить государственный завод, здесь будет уже конкуренция.

В Минэнерго же обещают, наконец, регламентировать плановые ремонты уже существующих нефтезаводов.  Магзум Мирзагалиев, отвечая на вопросы журналистов уточнил: государство не отказывается от контроля за стоимостью ГСМ, но будет делать этого другими способами.

Магзум МИРЗАГАЛИЕВ, МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК:

Нужно понимать, что завод останавливать на капремонты нужно, необходимо проводить в теплое время года, поэтому необходимо зарегламентировать, чтобы капремонты осуществлялись раз в три года.

Необходимо также обеспечить полностью контроль за перемещением горючего на всех его этапах, от производства до реализации и хранения, рассказал министр. По мнению главы Минэнерго, еще одна мера, которая поможет избежать скачков цен, -  создание запасов топлива.

А. Рахманова