Казахстану не хватает молодых и образованных ветеринаров. Проблемой озадачились в Минсельхозе. Низкие зарплаты и тяжелые условия труда только отпугивают новые кадры. Как итог, почти половина выпускников вет-направления работает не по специальности. Фермеры в это время терпят убытки и наспех избавляются от зараженного скота. Что поможет исправить ситуацию, узнавала Алина Бржанова.
Казахстану не хватает ветеринаров. Проблема не новая, но с каждым годом все более ощутимая. Под угрозой продовольственная безопасность страны и здоровье населения, отмечают депутаты. На местах работают специалисты предпенсионного возраста.
Ербол КАРАШУКЕЕВ, МИНИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РК:
Отсутствие возможности получения заработка, равносильного с тенденциями современного общества, нелегкие условия труда, неразвитость инфраструктуры в сельской местности привели к непривлекательности профессии ветеринарного врача среди молодежи.
Ветврачи получают самые низкие зарплаты в агросекторе – от 80 до двухсот тысяч тенге. В планах Минсельхоза увеличить их заработок за счет дополнительных услуг и доплат. Но и это слабая мотивация для молодежи. Почти половина выпускников работает не по специальности. Депутаты считают, в основном, это городские студенты, и предлагают увеличить до 70% количество квот для сельских абитуриентов.
Куаныш ЕРГАЛИЕВ, ВИЦЕ-МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК:
В этом году мы 71 тысяч грантов выделяем. Из них 30 % - сельская квота. Помимо этого, есть 5 категорий социально-уязвимых слоев населения. Это занимает тоже около 10%. Тем самым мы можем нарушить права других детей, которые тоже учатся и стараются.
Павел КАЗАНЦЕВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК:
- Вы считает, 30% квота — это достаточно?
- Мы в этом году увеличим до 35%. Потому что ежегодный анализ показывает, что сельская квота, в частности по сельхознаправлению, остается неосвоенной. Ребята не идут на эти специальности.
Пока высокие чины спорят в столичных кабинетах, фермеры терпят колоссальные убытки. Все чаще в стране происходят вспышки инфекционных заболеваний у скота. К примеру, за год количество случаев сибирской язвы увеличилось в шесть раз, бруцеллеза на два процента. От неизвестной болезни гибнут лошади на западе страны, опасную инфекцию подозревают у животных в Северо-Казахстанской области.
Аскар ЖАКУПБАЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ВЕТЕРИНАРНОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА МСХ РК:
Есть подозрение на ринотрахеит. Исследования проводятся, если установят диагноз, там будут проведены карантинные мероприятия, полностью будет проведена вакцинация, дезинфекция. Пока диагноз точно не установлен.
Решить проблему могла бы массовая вакцинация и дальнейшая идентификация животных. Но и эти процессы стали заложниками бюрократии. То нет четкой определенности с поставщиками препаратов, то интернет подводит.
Павел КАЗАНЦЕВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК:
Учет должен быть предельно четким. Золотая серьга это не просто так возникло. В бурьянах столько этих золотых серег лежит. Скот биркуется по несколько раз, несколько раз заносится в базу. Если потеряется эта бирка, то скот рождается по нескольку раз в информационной системе. У наших коров, как у кошек, по 9 жизней. А отсюда статистика. Нет статистики.
Без четкой информации нет возможности контролировать ситуацию в сфере, подытожил Казанцев. И времени на ожидания и размышления тоже нет. Ведомству пора навести порядок в агросекторе. Пока в Казахстане еще остались пригодные пастбища и здоровые животные.
А. Бржанова