Риск один к десяти миллионам. Главный эксперт Казахстана по вопросам АЭС высказался о возможных последствиях строительства станции. По словам Тимура Жантикина, вероятность получить увечья в авиакатастрофе в десятки тысяч раз выше, чем пострадать от атомной станции. К тому же АЭС могла бы решить ситуацию с энергодефицитом в стране. Какие еще перспективы и риски несет в себе ядерная энергетика узнавала Алина Бржанова.
Алина БРЖАНОВА, СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ:
Строительство АЭС в Казахстане обсуждают не первый год. Страна нуждается в атомной энергетике, об этом не раз говорил и президент. Касым-Жомарт обратил Токаев особое внимание на проблему во время своего традиционного Послания народу Казахстана. Правда, само население пока сомневается в необходимости большой стройки.
БЛИЦ:
- Я затрудняюсь на это ответить.
- Мне страшно, но хочется верить, что все будет просчитано, продумано и сделают, как положено.
- Трудно сказать. Но если энергии не хватает то, наверное, нужно.
А вот эксперты отрасли твердо уверены, строительство новой станции - необходимость. Чтобы не остаться без тепла, света, воды, еды и медицины, нам придется искать альтернативные источники энергии. Пока что самый перспективный вариант – замена угольной генерации на атомную.
Тимур ЖАНТИКИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТОО «КАЗАХСТАНСКИЕ АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ»:
Во-первых, у нас уран. Второе место по запасам и первое место по добыче. Атомная чем людей пугает – это тем, что это очень концентрированная энергия. Тем более фильм был такой страшный про Чернобыль. Ну и есть определенные расчёты, которые показывают вероятность тяжелой аварии на реакторах третьего поколения 10 в -7 степени. Это если бы 10 млн лет это эксплуатировали, то, возможно, одна авария была бы.
К тому же, новая станция могла бы решить проблемы с энергодефицитом, отмечает эксперт. Старые сети уже не справляются с нагрузкой. Влияет на это и рост потребления, и засуха, и участившиеся аварии. Чтобы страну не накрыл тотальный блэкаут, нам приходится закупать недостающие объемы у соседей. И без смелого решения, ситуация будет только ухудшаться
Марат ШИБУТОВ, ПОЛИТОЛОГ:
У нас большой износ оборудования – аварии будут все чаще. Из новых электростанций построены только Мойнакская ГЭС и несколько газовых электростанций. Все они дают высокие тарифы. Угольные электростанции мы будем теперь строить с большими трудностями – на них не дадут кредиты после климатического саммита в Глазго и специального соглашения по ограничению использования угля.
Специалистам предстоит просчитать все возможные перспективы и риски и лишь затем будет принято окончательное решение. Пока Минэнерго в поисках подходящего места для строительства. В качестве потенциальных площадок ранее рассматривались две локации: поселок Улкен в Алматинской области и город Курчатов на востоке страны
Болат АКЧУЛАКОВ, МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК:
Это долгий вопрос. Сейчас ведутся работы по предварительному взысканию с возможными площадками размещения. С учетом геологических, тектонических, сейсмологических, природных факторов, наличием воды, человеческих ресурсов. Это огромный комплекс работ, который мы должны провести до момента начала строительства, потому что АЭС — это очень чувствительный объект.
Поставить точку в вопросе строительства АЭС можно будет только после завершения всех исследовательских работ, подытожил министр. Ранее в ведомстве отмечали, решение будет принято уже до конца этого года. При этом, по подсчетам экспертов, на подготовку специалистов и возведение станции уйдет около 10 лет.
А. Бржанова