Куда уходят деньги за оплату парковочных мест в столице? Этим вопросом задались местные предприниматели. Они убеждены, что почти все вырученные средства поступают на счета частной компании. Эффективность проекта тоже поставили под сомнение. Акдана Сабыр разбиралась в проблеме.
Голубая разметка вдоль проезжей части так и мозолит глаза горожанам. Первые пять минут парковки на этих местах – бесплатно. Остальное время по 100 тг за час. И таких уже почти 6 тысяч мест. Это сделано, чтобы разгрузить центр города и улучшить пропускную способность улично-дорожной сети, говорят специалисты. Однако пользу ощущают далеко не все. Тревогу забили столичные бизнесмены.
Кайрат КАКЕНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ УПРАВЛЯЮЩИХ И СЕРВИСНЫХ КОМПАНИЙ QAZPROPERTY:
Любое кафе, кофейня, магазинчик у дороги, к которому раньше могли спокойно подъехать люди и что-то купить, теперь, когда подъезжает клиент, 5 минут бесплатно стоит, далее идет оплата. Соответственно, клиент уже думает, куда вставать. Он едет в другое место, и предприниматель теряет клиентский поток.
В ассоциации сообщили, что владельцы коммерческих зданий просили эти парковки в аренду у акимата, но их тоже передали частному партнеру. Теперь сотрудникам бизнес-центров приходится ежедневно платить до тысячи тенге за время, проведенное на работе. И проблема не только в цене, но и в самом функционале, говорят астанчане.
БЛИЦ:
– Если кто-то где-то построил парковку с тем, что еще будут они смотреть за вашей машиной, чтобы там кто-то не поцарапал. Вот тогда можно платить. А тут я могу обокрасть любую машину, если так посмотреть. За это никто не ответит. Еще бы будем за это платить.
– Сейчас время такое, надо платить. Подвез, а мне куда деваться? Там не поставлю, везде проезжая часть. Приходится здесь.
Под сомнение эффективность проекта поставили и депутаты столичного маслихата. Они подняли этот вопрос на недавнем заседании, а также активно развивают его в социальных сетях.
Владислав СЕРГЕЕВ, ДЕПУТАТ МАСЛИХАТА г. НУР-СУЛТАН:
Необдуманное расширение сети платных парковок особенно в спальных районах и «старой части» города ни к чему хорошему не приведёт. В планах запустить 10 тыс. платных парковочных мест. Загоним машины во дворы и обложим людей штрафами.
Горожан интересует вопрос разделения прибыли. Так как 95% от оплаты за паркоместа поступает на счет частной конторы. И лишь 5% уходят на нужды города. В самой компании, отвечающей за парковочное пространство, пояснили, что в проект вложили более двух миллиардов тенге собственных средств без госинвестирования. И да, оплату забирают себе, чтобы окупить проект. Зато штрафов государству поступает куда больше, говорят предприниматели.
Чингиз ДОСЫБАЕВ, ДИРЕКТОР "ТОО ПАРКОВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО АСТАНЫ":
Штрафы поступают исключительно в местный бюджет. Эта цифра у нас порядка полутора миллиардов тенге. Если говорить в сухих цифрах, 7% от совокупного дохода проекта получает частная компания, которая обеспечивает всю эксплуатацию проекта. 93% получает государство при этом, не вкладывая какие-то инвестиции из местного бюджета, и не берет на себя какие-либо обязательства.
Сами парковочные участки остаются на балансе управления транспорта, отметили в компании. Оборачиваемость авто в некоторых районах города выросла в шесть раз. Водители стараются не оставлять машины дольше чем на час, заверили специалисты. Вот только большинство автовладельцев пока плюсов для себя не увидело.
А. Сабыр