Острый дефицит водителей автобусов испытывают казахстанские автопарки. Нехватка шоферов особо чувствуется в столице. Там вакантны более тысячи мест. Эксперты тотальную нехватку специалистов связывают с поправками в «Закон о дорожном движении». Но сами водители уверяют – проблема не только в этом.
Каждый день на столичных остановках одна и та же картина: люди ждут свой автобус по полчаса. Попасть в салон в час пик – уже большая удача. И то, что стоимость проезда в общественном транспорте остается прежней, астанчане называют слабым утешением.
В многочисленных жалобах горожан прослеживается несколько основных: переполненные автобусы и долгое ожидание. Если в летом еще можно потерпеть, то с наступлением суровых столичных холодов ждать невыносимо,- сетуют пассажиры.
В столичных автопарках более полутора тысяч водителей. По трудовому кодексу, каждый должен работать не более 40 часов в неделю. Но фактически дошло до того, что один водитель работает за троих, говорят в транспортной компании. Для спокойного, неперегруженного графика не хватает еще тысячи специалистов.
Манарбек КАЛМУКАН, ГЛ. МЕНЕДЖЕР-РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА КООРДИНАЦИИ ТРАНСПОРТА ТОО "CTS":
Во время пандемии коронавируса был отток водителей порядка 400 человек. + На сегодняшний день водители предпочитают работать в службах такси, частный извоз, либо востребована работа в Восточной и Западной Европе в качестве дальнобойщиков.
Заработок шоферов – от 300 до 600 тысяч тенге в месяц. Но сами водители уверяют – для такого перегруженного графика зарплата маленькая.
Сембек ЖУКЕНОВ, ВОДИТЕЛЬ:
Все уезжают в Европу, потому что в Астане работа тяжелая. Утром нужно рано вставать. Если смена начинается в 6, но вставать нужно в 4 утра: взять автобус, заправиться, поехать на конечную станцию.
Абай КУЛТАСОВ, ВОДИТЕЛЬ:
Трудностей очень много. Некоторые водители работают сами, никто их не заменяет. Они устают от этого и уходят. Зарплату не поднимают. Тем, у кого есть кредиты, ее не хватает. Из-за того, что работа трудная, молодежь не хочет работать здесь.
Последние изменения в законодательстве тоже отбили желание садиться за руль общественного транспорта,- уверены эксперты. Согласно поправкам в «Закон о дорожном движении», управлять автобусом можно с 25 лет. При этом нужно иметь водительский стаж не менее 5 лет и которых 3 года с категорией D1.
Нурлан ИЛЬГУНДИНОВ, ДИРЕКТОР ЦЕНТРА КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТРАНСПОРТА TOO CTS:
Категория D1 - это микроавтобусы до 16 мест. К сожалению, сегодня на рынке труда практически отсутствует данная вакансия. То есть, соответственно, водителю, чтобы получить категорию D, отсутствует возможность получить стаж.
В палате предпринимателей "Атамекен" предлагают упростить выдачу водительских удостоверений для желающих водить автобус - снизить возрастные ограничения по стажу работы и по возрасту. По их словам, это решит проблему дефицита кадров.
Мурат АМРИН, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК НПП РК "АТАМЕКЕН":
Мы предлагаем пересмотреть данные критерии, поскольку возрастные ограничения жесткие в настоящий момент. Но при этом усилить программу обучения для претендентов, которые будут получать водительское удостоверение категории D. Мы данный вопрос с МВД отрабатываем уже порядка 3-4 лет. До 22 мы предлагаем, но МВД пока в настоящее время поддерживает до 23.
Дефицит кадров - не единственная проблема столичных автопарков. Не хватает почти 400 автобусов, рассказали в департаменте координации транспорта. И пока эти проблемы не решены, астанчанам придётся мёрзнуть на остановках или тратиться на такси.
Д. Насекенова