Увезти назад или разобрать на запчасти. В МВД рассказали, что ждёт зарубежные авто, непрошедшие легализацию в Казахстане. Льготная регистрация транспорта с иностранными номерами стартует совсем скоро и продлится полгода. Однако и экономисты, и автоэксперты заявляют: к процедуре много вопросов. Как с точки зрения социальной справедливости, так и со стороны экономических выгод. По разным оценкам, на учёт в Казахстане поставят до 300 тысяч машин. Как это повлияет на цены и в целом на авторынок страны? Вопрос изучил Вадим Бабюк.
Свой автомобиль Евгений приобрел в 2019-м году в России. Говорит, так выходило дешевле, да и выбор в соседней стране был куда шире. На покупку машины с иностранным учетом мужчина отважился не сразу, но в итоге решил рискнуть.
Евгений, АВТОВЛАДЕЛЕЦ:
Поначалу были опасения, что машину с такими номерами будут штрафовать или отправят на штрафстоянку. Но с другой стороны была надежда, что правительство пойдет нам навстречу.
Грядущая легализация для Евгения и еще тысяч казахстанцев, владеющих автомобилями с иностранной регистрацией – настоящее спасение. Цена вопроса - вполне посильные 200 тысяч тенге. Правда, легализовать на территории республики можно только те машины, которые были ввезены до 1 сентября текущего года. И в этом ограничении, по мнению автоэкспертов, может крыться серьезная проблема.
Алексей АЛЕКСЕЕВ, АВТОЭКСПЕРТ:
Ввезли от 100 до 250 тысяч автомобилей, то есть точной цифры нет. Но если люди остальные, да, покупатели автомобилей, увидят, что есть такая возможность, тогда у нас ввезется не 250, ввезется 500 тысяч в следующий раз, в следующий раз у нас миллион накопится автомобилей.
Другими словами, в будущем вполне может сложиться ситуация, когда под давлением общественности в стране придется снова запускать процедуры льготных регистраций, говорят эксперты. Да и грядущую легализацию многие считают, мягко говоря, несправедливой.
Андрей ЧЕБОТАРЕВ, ЭКОНОМИСТ:
Законопослушный, честный, нормальный человек, он оказался в пролете. Потому что он заплатил за постановку на учет значительно большие суммы. В среднем около миллиона, 1,5 миллионов тенге. Те, кто ждал, надеялся на авось, продолжал нарушать закон. Эти люди дождались льгот.
Кроме того, по мнению экономистов, льготная легализация автомобилей, призванная сэкономить средства рядовых граждан, для самого государства станет делом убыточным.
Вадим БАБЮК, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Согласно прогнозам экспертов, из-за слишком низкого первичного сбора в размере 200 тысяч тенге, республиканский бюджет недополучит порядка 15 миллиардов. И это – самые оптимистичные цифры.
В МВД тем временем сообщили, что срок легализации авто согласно проекту постановления - до 1 июля 2023 года. Сразу после - начнут применять меры административного характера к нарушителям.
Кайсар СУЛТАНБАЕВ, и.о. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОЛИЦИИ МВД РК:
Те, кто не пройдет легализацию, должны вывезти авто за пределы страны или разобрать по запчастям и продать, другого выхода я не вижу.
Вариант с продажей авто с российскими номерами назад в Россию - не самая лучшая идея, считает частный дилер Олег Нурмухаметов. Хотя с рынка северного соседа ушли все ведущие автобренды, сейчас ощутимой разницы в ценах между странами нет. Разве что при покупке новых или имеющих уникальную сборку машин.
Олег НУРМУХАМЕТОВ, КОНСУЛЬТАНТ ПО ПОКУПКЕ АВТО, ЧАСТНЫЙ ДИЛЕР:
По ценам, старше трех лет особой разницы, выгоды нет. На новые машины есть, не менее 15% выгоды есть. То есть, если грубо говоря, в Казахстане, если она у нас стоит миллион сто пятьдесят, в рублях уже переведен, то у вас она будет стоить миллион. Чем дороже машина, тем больше выгода. То есть, если какой-то Гелендваген ввезти, то там разница в пять-шесть-семь миллионов рублей.
Ведущие экономисты страны и эксперты также считают, что разовая легализация на цены на казахстанском авторынке не повлияет. И подчёркивают: необходимо пересмотреть правила ввоза и законодательные акты к ним. Иначе ситуация рискует повториться, но уже в более серьезном масштабе.
В. Бабюк