Январские события в экспонатах на выставке представили в МВД. Журналистам продемонстрировали всё то, чем орудовали террористы и мародёры в ходе беспорядков. Сотни предметов оружия, практически полностью уничтоженная экипировка и обмундирование полицейских. Всё это - немые "свидетели" Кантара. Ергали Рамазанулы прикоснулся к каждому из них.
Ергали РАМАЗАНУЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ:
Винтовки, гранатометы, боеприпасы, искорёженные полицейские щиты. Все эти предметы - теперь уже часть истории трагического кантара. Год спустя Министерство внутренних дел показывает оружие, изъятое у участников январских событий.
Это - не бутафория. Каждый из представленных здесь щитов и жилетов, равно как и их обладатели, принял на себя самые жесткие удары. В прямом и переносном смысле.
Женис ЖАКСЫЛЫКОВ, СТАРШИЙ ДОЗНАВАТЕЛЬ ПО ОСОБО ВАЖНЫМ ДЕЛАМ МВД РК:
Вот первые два экспоната – в отношении сотрудников были применены огнестрельные ранения, вот, как вы видите, с дырками. Были применены и резиновые пули, а также дробовые ранения. Бронещит – это сотрудники, которые в целях своей защиты оборонялись. На них прыгали, избивали, били лопатами. Первый бронежилет – это последствия следов коктейля Молотова, второй бронежилет – последствия применения ножей, колото-режущие ранения. Третий бронежилет – последствия избиения сотрудников, находящихся в центре митингующих.
Напор подготовленных бандитов, которые крушили всё и всех на своём пути, выдержал, увы, не каждый. Гульсум Сейталиева потеряла своего младшего сына. Молодого полицейского Нурболсына Алмасова убила пуля. В ночь на 7 января он с коллегами поехал защищать Коктобе. Их служебную машину обстреляли. По словам женщины, убийцы всё ещё на свободе.
Гульсум СЕЙТАЛИЕВА:
Я даже ни о чем не подозревала. Мы с ним еще пошутили. Я ему, конечно, «Құдай сақтасын» деп, пожелала. И все, он ушел на работу, как всегда, я его провела на работу. 27 лет ему. Мы думали, его поженим – он собирался в марте уже жениться.
Стражи порядка признаются: видели многое, но масштабы январских беспорядков не сравнимы ни с чем. Однако, чувство долга было превыше всего.
Мухамедали СЕЙСЕНУЛЫ, НАЧАЛЬНИК СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДП г. АЛМАТЫ:
Нас подняли по сигналу «Тревога», мы все построились и выехали с личным составом в Алатауский район, там есть у нас театр «Алатау». Там собралось очень много молодежи. Уже они начали вести себя агрессивно, бесстрашно, начали нападать на сотрудников без причины. Военные только подъехали, они стали вытаскивать их из КАМАЗов и избивать. Было страшно. Мы тоже люди. Но, как говорится, у нас есть клятва, которую мы в свое время дали. Соответственно, наша первая задача – обеспечить общественный порядок.
На выставке представили около 180-ти единиц конфискованного оружия. Лишь малая часть того, что было изъято – это без малого 4 тысячи пистолетов и винтовок, а также более 56 тысяч единиц боеприпасов. Поиски схронов продолжаются, отчитались в МВД.
Санжар АДИЛОВ, НАЧАЛЬНИК СЛЕДСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА МВД РК:
К сожалению, порядка 1900 единиц служебного и гражданского оружия до сих пор не обнаружено. Между тем, сотрудники полиции принимают активные меры по обнаружению и изъятию этого оружия. Уверен, будут положительные результаты.
Сегодня о страшных событиях того дня, к счастью, напоминают только фото и видео, ружья и автоматы, карабины и патроны. Они, как немые свидетели Кантара, заставляют нас задуматься о главном. О том, что нет ничего важнее единства. И мирного неба над головой.
Р. Ергали