Вернёмся к новостям в нашей стране. После жуткого ЧП в петропавловской школе в правительстве задумались о безопасности детей. Алихан Смаилов поручил усилить контроль на входе в учебные заведения и увеличить в них количество камер. Только вот почти в трети школ страны они отсутствуют совсем. К слову, в той, где произошло нападение с топором и ножом, видеонаблюдение велось. Но оно не помогло предотвратить дикого нападения. Кто виноват и что делать, пытались выяснить наши корреспонденты.
Яна ГЛАДКОВА, СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ:
Еженедельное заседание правительства сегодня пошло не по плану. Глава Кабмина Алихан Смаилов отложил запланированные вопросы и потребовал отчёта у МВД по жуткому ЧП в школе Петропавловска.
Первый вице-министр внутренних дел Марат Кожаев воссоздал поминутно происходящие в четвертой школе события. Девятиклассник нанёс сверстникам, в общей сложности, шесть ударов топором. Кожаев также подтвердил наличие психического заболевания у школьника. Оказалось, что разрешение на обучение в общеобразовательном учреждении дали алматинские врачи.
Марат КОЖАЕВ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РК:
У подозреваемого имелись проблемы с психическим здоровьем. С 22 октября 22 года находился на стационарном лечении в Республиканском научно-практическом центре психического здоровья в Алматы. Откуда 23 ноября был выписан с рекомендацией продолжить обучение по общеобразовательной программе.
ЧП Алихан Смаилов назвал случаем "неординарным". Глава Кабмина обескуражен тем, что "даже внутри школы есть риски". В связи с этим, он поручил пересмотреть вопросы безопасности в учебных заведениях.
Алихан СМАИЛОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РК:
Надо увеличить количество видеокамер и рассмотреть вопрос усиления контроля на входе в школы. Министерству внутренних дел внести согласованные предложения.
К слову, камеры в печально прославившейся школе были. А вот охраны - нет. Скрутили вооруженного подростка старшеклассники и учителя. Последние же, по мнению курирующего вице-премьера Алтая Кульгинова, и должны отвечать за безопасность детей.
Алтай КУЛЬГИНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РК:
Здесь общая ответственность. Как родителей, так и педагогов. Родители занимаются воспитанием дома, а педагоги обеспечивают безопасность и охрану детей в школе.
Яна ГЛАДКОВА, СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ:
Педагогам, судя по всему, теперь следует пройти курсы самообороны. Поскольку справиться с вооруженным старшеклассником под силу не каждому. Да и почему вице-премьер, вдруг, возложил на учителей такие совсем не профильные обязанности? Непонятно. Кто же понесёт наказание за это жуткое ЧП в школе на севере страны, выяснит следствие. Моя коллега из Петропавловска - Анастасия Дроняк - следит за расследованием. Настя, есть ли новые подробности?
Анастасия ДРОНЯК, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Спасибо, Яна! Новыми подробностями с журналистами делятся неохотно ни в Департаменте полиции, ни в управлении образования. Все ссылаются на тайну следствия. К слову, школа, где произошло нападение, работает в обычном режиме.
Все говорят об отсутствии охраны в учебном заведении, там дежурила только 63-летняя женщина-вахтер. Любопытно, что спустя два часа после случившегося на сайте госзакупок от той самой школы №4 появился лот о закупке услуг на подключение камер видеонаблюдения к Центу оперативного управления полиции. Напрашивается вопрос, а работала ли система с тревожной кнопкой вообще? Пока правоохранители это никак не прокомментировали. Сейчас в регионе обещают создать рабочую группу, чтобы выяснить, насколько безопасно в местных школах.
Назир ЖАШИБЕКОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СКО:
Это наличие камер, соответствующих нормам, наличие и вывод их в ЦОУ органов внутренних дел, турникетов, наличие тревожных кнопок и наличие специализированной охраны.
С последним в области совсем беда. В регионе 500 школ и все их днем охраняет, как правило, пожилой вахтер, а ночью - сторож. В этом году из бюджета выделили 100 млн тенге, этих денег хватит на систему безопасности в 36 городских школах.
Назир ЖАШИБЕКОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СКО:
Специализированной охраной охвачено сейчас 23 организации, остальные еще 27 мы будем еще организовывать специализированную охрану. В основном это в городе учреждения.
Анастасия ДРОНЯК, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Но камеры - еще не гарантия безопасности. Вот в четвёртой школе внутри и по периметру их 42, пять тревожных кнопок. Турникетов у входа нет, досматривать содержимое сумок и рюкзаков тоже запрещено - нарушение прав детей. Пенсионер-вахтер тоже вряд ли внушает страх. И похожая ситуация по всему региону. А насколько безопасно в школах Мангистауской области, расскажет моя коллега Светлана Султангереева.
Светлана СУЛТАНГЕРЕЕВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Спасибо, Анастасия. В Мангистауских школах тоже есть камеры видеонаблюдения, тревожные кнопки и специализированная охрана. Но многие родители считают, этого недостаточно.
БЛИЦ:
- Сейчас установили турникеты во всех школах, дети заходят по карточкам, по бэйджикам. Многие родители этим возмущены, они считают, что это неправильно, что идет какое-то ущемление детей, хотя большинство родителей конечно ЗА.
- Мне кажется вообще систему пересматривать надо, не просто бабушки, а сама система допуска в школу, система безопасности должна быть пересмотрена вообще ну может это какие то безопасные тамбуры.
После случая в Петропавловске, местные специалисты от образования задумались об усилении мер. Но отмечают, нередко сами родители бывают против таких новшеств.
Куралай ГАЗИМОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МАНГИСТАУСКОЙ ОБЛАСТИ:
У нас нет такого права осматривать рюкзак ученика. Поэтому наверное здесь, скорее всего, нужно увеличить бдительность учителей, тех, кто находится в школе. Мы усилили нашу бдительность, меры предосторожности. Сейчас с учениками, с родителями ведётся профилактическая беседа.
Светлана СУЛТАНГЕРЕЕВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Как отметили чиновники, вариант установки металлоискателей уже рассматривали. Но и тогда родители выступили против: мол, излучение от них негативно отразится на здоровье школьников. Таким образом, по большому счету, пока безопасность большинства школ зависит только от бдительности ее сотрудников.
А. Дроняк