Не за горами новый туристический сезон, но более 70% кафе и ресторанов Актау не готовы предоставлять качественный сервис. Об этом заявил специалист по развитию ресторанного бизнеса. Алима Шаймерденова делится наблюдениями: отдыхающие в с среднем тратят за неделю каспийских каникул до полутора тысяч долларов на двоих. Причем, львиная доля этой суммы обычно уходит именно на питание. Однако, местные заведения пока не готовы показать класс в качестве обслуживания. Разбиралась в вопросе Светлана Султангереева.
Казалось бы туристический регион, как минимум чиновники Актау так и называют. Десятки сакральных мест для паломников, привлекательный Каспий и более 200 кафе и ресторанов на побережье и не только. Именно это в минувшем году, согласно официальной статистике, привлекло в регион 310 тысяч туристов. Казна пополнилась на 11 с половиной миллиардов тенге. Вот только вернуться ли эти гости, если сервис в большинстве заведений, как и десятки лет назад, оставляет желать лучшего?
БЛИЦ-ОПРОС:
- Официанты пропадают. Просишь меню, их нет. Даже если на кнопку нажимаешь, очень долго приходят и рядом их никогда нет. Вежливости, улыбки не хватает.
- Многие официанты элементарно не знают меню, состав блюд. Им приходится бегать на кухню и спрашивать поваров. Часто медленные и редко подходят к столу.
Эксперты отмечают: ресторанная сфера одна из самых сложных в бизнесе. Для успешной работы требуется вложения в обучение персонала. Ресторатор Алима Шаймерденова говорит, порой удобнее привезти на сезон уже готовых официантов из Алматы или Астаны, чем пытаться воспитать кадры. По ее оценке, в Актау только 30% объектов общепита могут предоставить качественный сервис. Обычно это те, кто работает по франшизе. А вот те, кто не связан стандартами, выстраивают другую кадровую политику.
Алима ШАЙМЕРДЕНОВА, РЕСТОРАТОР:
Для них проще взять администратора за 200 тысяч зарплату или 150, за график 2/2, повесить на него всю ответственность и спрашивать с него и штрафовать баснословными ценами, но это в основном в Актау это так.
Вот и чиновники говорят, официанты в заведениях элементарно не здороваются. И признают: к сервису вопросы не только в общепите.
Маулен ГАБДУЛКАЛИЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМА МАНГИСТАУСКОЙ ОБЛАСТИ:
Сервис да, слабый надо работать, очень много работать над сервисом. У нас даже сервис у туроператоров, турагентов хромает. Знаете почему? Потому что у нас всё ещё нет возможности забронировать туры по Мангистауской области онлайн. Только в этом году, в 2023 году, месяц назад одна из компаний реализовала онлайн бронирование и онлайн оплату.
Активисты и депутаты региона для решения проблемы предлагают разделить развитие туризма в этом году на три направления: экологический, паломнический и культурный. Говорят, будут работать над инфраструктурой комплексно, что позволит увеличить поток туристов в два раза.
Аят СУГИРБАЙ, ДЕПУТАТ МАНГИСТАУСКОГО ОБЛАСТНОГО МАСЛИХАТА, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:
Партия планирует реализовать совместно с исполнительными органами такие проекты как развитие инфраструктуры туристических объектов. Оцифровывать надо эти все места, создать инфраструктуру, начиная от уборной и заканчивая кемпингами, визит-центрами.
Как отметил депутат, благоприятную среду создавать необходимо и для инвесторов. Международный опыт должен сказаться и на сервисе, то, чего в Актау пока не хватает.