За
нарушение антимонопольного законодательства «Эйр-Астана» может выплатить штраф
в размере пяти процентов от дохода. Об этом говорится в ответе Комитета по
регулированию естественных монополий на запрос телеканала «Астана». Нам
подтвердили, что сейчас в авиакомпании ведутся проверки. Причиной послужили неоднократные
жалобы пассажиров на высокие цены на билеты. По данным некоторых агентств по продаже билетов, к примеру, чтобы добраться из Астаны в Актау пассажиру
придётся заплатить 109 тысяч тенге. И
это эконом-класс. Авиа прайс изучала моя коллега, Надежда Палинка.
Вначале
были возмущения пассажиров. После, а точнее на прошлой неделе, транспортная
прокуратура заявила о значительном удорожании авиабилетов. И вот теперь Комитет
по регулированию естественных монополий подтвердил, стоимость билетов «Эйр
Астаны» превышают тарифы других авиакомпаний. Эксперты подсчитали, по всем
направлениям в эконом-классе, а их более двадцати, цены в 2016-ом увеличились
до 40%. После всех исследований антимонопольный орган заподозрил в действиях авиакомпании нарушение статьи Предпринимательского кодекса,
а именно злоупотребление доминирующим положением. Если это будет доказано, то «Эйр Астане» грозит крупный штраф.
В
соответствии с пунктом 3 статьи 159 Кодекса РК «Об административных
правонарушениях» в случае подтверждения нарушения нормы статьи 174 КОАП,
предусмотрена административная ответственность, если эти действия не содержат признаков
уголовно-наказуемого деяния, санкция на субъектов крупного предпринимательства
составляет пять процентов от дохода, полученного в результате осуществления
монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода, полученного
в результате осуществления монополистической деятельности не более чем за 1
год.
В
самой авиакомпании приводят совсем другие цифры. По данным «Эйр Астаны»,
средний тариф на внутренних направлениях в тенге с начала этого года по сравнению с прошлым повысился на 22 процента.
И это была неизбежная мера, поясняют в авиакомпании.
Тлек
Абдрахимов, менеджер по корпоративным коммуникациям АО «Эйр Астана»:
Большинство
затрат всех авиакомпаний производится в долларах США или эквиваленте. Это
касается покупки или лизинга самолетов, запасных частей, авиационного топлива,
страхования, технического обслуживания и многих других затрат. Прошлогодняя
девальвация национальной валюты повлекла за собой удорожание в тенге всех
основных расходов. Тарифы на перелеты по Казахстану оплачиваются в национальной
валюте, в связи с чем, повышение предельных тенговых тарифов было неизбежным.
Подорожали
билеты и в более бюджетном «Скате». Но максимум на 10%. Проверки госорганами у
них пока не проводились, заявили нам в компании. Здесь также считают, повышение цен связано с объективными
причинами. По словам PR - менеджера Виктории Старожиловой, «Скат» максимально
долго удерживал уровень цен. Рост тарифов произошел летом этого года.
Виктория
Старожилова, PR-менеджер АО «Авиакомпания «SCAT»:
Обусловлено
увеличением расходной части, состоящей из стоимости ГСМ, лизинговых платежей,
техническое обслуживание воздушных судов, оплаты услуг аэропортовых услуг и
т.п. Компания платит очень много всевозможных услуг, из чего складывается
конечная стоимость. И оплаты все эти, они производятся, как правило, в
иностранной валюте, что в условиях девальвации повлекло за собой значительное
увеличение расходной части компании.
Мы
решили сравнить цены отечественных
авиаперевозчиков. И вот что получилось. Действительно, самые дорогие маршруты у
«Эйр Астаны». Цена за билет эконом класса из столицы в Актау, Актобе или
Шымкент превышает 105 тысяч тенге. Дешевле всего летать «Бек Эйром». Добраться
до этих же городов можно в среднем за 75 тысяч тенге. Выбор у пассажиров есть. И не только стоимости, но и
качестве, и безопасности. Ведь главное платить все-таки за перелет в воздухе, а не за воздух во время
перелета.
Надежда
ПАЛИНКА