Сегодня
казахстанцы выбирают состав нового Мажилиса Парламента страны в шестой раз.
Напомню, избиратели отдают свои голоса за одну из шести политических партий,
чьи списки кандидатов зарегистрированы в Центральной избирательной комиссии. Общее
количество мест в Мажилисе - сто семь. Из них девяносто восемь депутатских
мандатов будут распределены по результатам электоральных предпочтений
населения, а еще девять избираются косвенными выборщиками от Ассамблеи народа
Казахстана. Выборы по такой схеме в нашей стране проходят с 1999-го года. Галия
Идоятова с подробностями.
От
здания Мажилиса до Сената всего 50 шагов. Временно, пока в стране идут
выборы, такое расстояние преодолевают
законопроекты. С момента, когда мажилисмены 5-го созыва заявили о самороспуске,
сенаторы выполняют и их обязанности. А вот современная система парламентаризма
прошла 20 летний опыт и 5 созывов. За это время в стенах двух палат
законодательной власти были приняты сотни законопроектов, по которым мы живем
сегодня.
Первая
сессия казахстанского Мажилиса Парламента открылась в 1996 году. Выбирали
депутатов по мажоритарной системе. Т.е. когда мандаты получают те кандидаты,
что набирают большинство голосов на выборах. Таким образом, первыми
отечественными мажилисменами стали 67 человек.
А председателем палаты - Марат Оспанов. Спустя три года, в 1999-м,
впервые в Центральной Азии Казахстан провел выборы в Мажилис по смешанной
системе. Депутаты избирались по партийным спискам. В электоральной гонке
участие приняли сразу 10 политических партий, а конкуренция за мандаты
составила в среднем по 8 кандидатов на место.
По результатам выборов депутатами
стали 77 человек. А председателем Жармахан Туякбай. К моменту формирования
следующего, третьего по счету состава Мажилиса, в 2004 году на выборы пришли
уже 12 партий. Из которых 4 в составе двух избирательных блоков. Этот созыв
проработал 3 года под председательством Урала Мухамеджанова. В 2007 году, после
принятия конституционных изменений,
Мажилис приобрел современную форму: количество депутатских мест
увеличилось до 107. Из них 98 избираются населением по партийным спискам, а 9
депутатов от Ассамблеи народа Казахстана. Выборы 5-го созыва Мажилиса
состоялись в январе 2012 года. По результатам голосования 7%-ный барьер преодолели
три партии, из 7 участвовавших. В этом составе мажилисмены проработали до
января 2016 года. За неполных 4 года работы в 5 созыве, рассмотрено 96 законопроектов, 89 из которых
подписаны Президентом страны.
Претенденты
на места в 6 созыве Мажилиса, по мнению политологов, должны изначально понимать
уровень ответственности, которая ляжет
на их плечи.
Андрей
Чеботарев, директор центра актуальных исследований «Альтернатива»:
Ответственность
политических партий заключается, прежде всего, во внимании к своим избирателям,
с которыми они провели серии встреч. Во внимании к тем вопросам актуальным,
которые предстоит решать их представителям, когда они попадут в Мажилис
Парламента.
Депутатскую
жизнь, несмотря на кажущиеся идеальные условия труда, легкой не назовешь.
Помимо еженедельных пленарных заседаний, мажилисмены первыми рассматривают
законопроекты, дорабатывают и дополняют их в комитетах, обсуждают с
инициаторами в рабочих группах. А здесь атмосфера отнюдь не расслабляющая. Это,
по словам самих депутатов - основная шлифовка будущих законов.
Жаркие
споры трансформируются в конкретику уже в депутатских заключениях, перед тем
как выносить на голосование. И часто, эти документы, даже на самые простые
законы, достигают 400 страниц. Елена
Тарасенко - депутат со стажем. За плечами 3 парламентских созыва и участие в
формировании основных законов. По словам мажилисвумен, история казахстанского
парламента - это игра на повышение: качества, профессионализма и
ответственности.
Елена
Тарасенко, депутат Мажилиса Парламента РК V созыва:
Хочу
сказать, что в принципе за период моей практически одиннадцатилетней работы я
вижу, насколько вообще вырос уровень принятия законопроектов. Насколько к ним
такое вот серьезное отношение и еще что немаловажно - это была налажена
отличное взаимодействие правительства и парламента, экспертов
неправительственного сектора и, конечно, очень большая работа настраивалась во
взаимоотношениях с регионами.
Следующая
ступень для отечественного парламентаризма - расширение полномочий и функций
депутатов, - рассуждают политологи. От этого, на их взгляд, будет зависеть в принципе развитие
политической системы страны.
Юрий
Булуктаев, политолог:
В
данном случае есть надежда, что после выборов произойдут какие-то подвижки, в
том числе в переходе к президентско-парламентской системе. И в этом отношении
Парламенту дадут больше полномочий, например, в части формирования
правительства, ну и естественно, по части контроля за его деятельностью. Вот в
этом я вижу пути прогресса в сфере законодательной деятельности.
6
созыву Мажилиса предстоит большая и ответственная миссия. Законопроекты,
принятые в рамках плана нации «100 шагов», должны работать качественно и на
улучшение жизни граждан Казахстана.
Галия ИДОЯТОВА