В Казахстане серьезно взялись за экологию. Проведенные исследования ученых показали, что доля загрязнения воздуха выхлопами автотранспорта доходит до 80 процентов. Это – критическая отметка. По этой причине у нас решили «избавиться» от автохлама. По дорогам страны сегодня колесят свыше 5-и миллионов машин и больше половины из них – старше 20-и лет. По мировым стандартам их пора утилизировать. На Западе люди сами заинтересованы в том, чтобы сдать свое авто и получить за него солидную сумму или обменять на новый. На неделе в Казахстане стартовал прием старых авто. Однако, казахстанцы пока не спешат отправлять своих «железных коней» на «покой». Боксы по всей стране пустуют. Опрошенные же нами водители не в восторге от скромной компенсации и множества лишних процедур. За сданный хлам можно выручить до 150-и тысяч тенге. Сейчас на эти деньги можно купить разве что импортные сезонные шины. О первых шагах программы утилизации авто - Анара Нуртазина.
Старенький «Москвич» для Зои Карижской - единственная память о сыне. Как его не стало, машина уже целый год пылиться в гараже. За все это время клиентов не нашлось, теперь женщина решила сдать авто в утиль.
Зоя Карижская, жительница г.Алматы:
Машина с 1999 года выпуска. На ходу машина. Последний год, в 2015 году сыночек ездил на ней.150 тысяч. Я согласна. Мальчик приходил, проверял вчера, все нормально у нас.
За кузов, двигатель и другие комплектующие женщина получила максимальную сумму. А вот если один из составляющих отсутствует, предусмотренная компенсация в разы ниже. 48 тысяч тенге. На размер выплат влияет и полная комплектация. Алматинец Марат Ибраев такими «цифрами» не доволен. Говорит, выгоднее продать авто по запчастям.
Марат Ибраев, житель г. Алматы:
Я думаю, это вообще не выгодно. Хотя бы давали бы нормальную сумму, еще можно было бы подумать. А то, что дают, это вообще никакие расходы не покрывает.
Тем не менее, казахстанцы проявляют интерес к программе, - рассказывают сотрудники компании, принимающей автомобили в утиль. За несколько дней на пульт оператора поступило около двухсот звонков. Вот только на этом инициативы людей заканчиваются. Не каждый на таких условиях соглашается отправить «железного коня» на «покой».
Рустам Темирбек, управляющий директор ТОО «Оператор РОП»:
Сбор в первые дни был минимальный. Просто процедура занимает время для снятия с учета автотранспортных средств и мы ожидаем, что в ближайшее время наплыв будет гораздо больше.
Чтобы сдать свой старый автомобиль понадобиться до 10 дней. Водителю при себе нужно иметь справку на утилизацию и номер счета в банке, где еще нужно простоять многочасовые очереди. Если в утиль машину сдает не владелец, необходимо предоставить доверенность на транспорт.
Эти «проволочки», - считает автоблогер Диас Валиханов, отбивают желание у казахстанцев сдавать свою машину. В целом программа утилизации разработана не качественно и нужно доработать, говорит автоблогер. Иначе у граждан не будет стимула пользоваться машиной и потом сдавать её в утиль. Валиханов предлагает организовать процесс сдачи авто по «принципу одного окна».
Диас Валиханов, автоблогер:
Открыть банковский счет надо, надо привезти эту машину, эвакуатор надо нанять, в ГАИ скажут, что у вас штрафы. Все сделано для того, чтобы человек не хотел ехать и сдавать свою машину. По поводу суммы очень странно. При первичной регистрации машины утилизационный сбор взимают, почему-то, глядя на объем двигателя. И сумма эта варьируется, если двигатель от литра до двух - 724 тысячи, и если свыше трех - то 2 миллиона 400. Сумасшедшая сумма, если честно. А к выплате всего 150 тысяч.
По мнению экономиста Айдара Алибаева, предлагаемый размер выплат создает «благодатную почву» для коррупции. Эксперт уверяет: должна быть установленная сумма, привязанная к году выпуска.
Айдар Алибаев, экономист:
Когда человек привезет машину, субъективно кто-то будет оценивать, занижать, или будет говорить: давай я тебе поставлю выше, но половину из этой разницы отдашь мне. Независимо от состояния. + 20:35:56 Эта сумма хотя бы должна быть не меньше 1000 долларов.
По словам экспертов, это не единственные минусы программы. Оказалось, с ее запуском активизировались и перекупщики, которые хотят на этом заработать. Житель Алматы Андрей Муратканов оказался перед выбором – сдать авто в утиль или продать перекупщикам. Говорит, от предложений нет отбоя.
Андрей Муратканов, житель г. Алматы:
Раньше не звонили даже, не спрашивали о ней. А сейчас вот буквально за несколько дней начали звонить, предлагать, хотят купить, сразу и переоформить.
Рустам Темирбек, управляющий директор ТОО «Оператор РОП»:
Люди просто скупают у людей автотранспортные средства. Помогают им, допустим, за какую-то определенную стоимость снять с утилизации и на этом самом поиметь какую-то выгоду. Мы здесь в данном случае проконтролировать не можем.
Выкупленные у казахстанцев машины будут храниться в специальных боксах. Сегодня пункты сбора открыты в 17 городах страны. Один из них расположен в Шымкенте. Но здесь, как и в Алматы, пока особого ажиотажа не наблюдается и площадки пустые.
Динмухаммед Абдираманов, представитель ТОО «Оператор РОП» в ЮКО:
На данной площадке можно складировать порядка 300 – 400 автомобилей. Консультируем, объясняем, какие необходимые документы. Что требуется для того, чтобы сдать автомобиль и получить денежное вознаграждение, компенсацию.
Первое время машины пробудут на складах. А после строительства шредерного завода отправятся в утиль. К слову, первое предприятие в Правительстве обещают запустить в течение полугода. Однако некоторые эксперты эти прогнозы поставили под сомнение. Мол, для этого нужна серьезная законодательная поддержка. По мнению же председателя Ассоциации «Республиканского союза промышленников вторичной металлургии» Владимира Дворецкого, в создании завода и вовсе нет необходимости.
Владимир Дворецкий, Председатель Ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии»:
Я не вижу вообще никакого смысла создавать новую инфраструктуру. Экономически это нецелесообразно. Потому что объективно эта инфраструктура существует. И для того, чтобы ее вновь создать, это, во-первых, нужны большие деньги. «Казвторчермед» и так далее. + 05:48 Шредер – это не принципиальная вещь.
По статистике сегодня 58% автопарка старше 10 лет. По данным оператора программы, на утилизацию могут пойти до 10 тысяч машин ежегодно.Больше всего планируют выкупить у жителей Алматы и Алматинской области. 1300 авто в год.
Вопреки ожиданиям казахстанцев программа
утилизации стартовала без обещанных сертификатов. Ранее для стимулирования
граждан к сдаче старых автомобилей, предлагалось выдавать спецкорочки в обмен
на машины. Их стоимость оценивалась в 300 тысяч тенге. Предполагалось, что этот
документ можно будет использовать в качестве оплаты первоначального взноса при
покупке нового автомобиля казахстанской сборки. В компании «Оператор РОП»
пояснили, что это нововведение начнет действовать только со следующего года. Опрошенные
командой «Избранного» эксперты сходятся во мнении, что если все недочеты не
будут устранены, то программа вряд ли будет эффективной.
Анара Нуртазина, Бахрамбек Талибжанов,
Айбек Косан, Адиль Онербаев, Игорь Волох, Асет Елембаев и Серик Таласов специально
для программы «Избранное за неделю».