Спорт Қазақстан
$450.47 €488.81 ₽4.84
×

7% ДТП совершают водители со стажем меньше 3-х лет

AstanaTV
03.04.2016г. в 20:00
1817
 7% ДТП совершают водители со стажем меньше 3-х лет

Нововведения в закон о «дорожном движении» порадовали многих казахстанцев. Хотя стольких же и огорчили. Я имею в виду ту самую норму, которую всю неделю обсуждают казахстанцы: о том, что уже сегодня, желающие получить водительские права не обязаны учиться в автошколе. Все, кто считает, что уже знает правила дорожного движения, могут сразу идти на экзамен в специализированный ЦОН. При этом, полицейские называют это новшество облегчением для будущих водителей, а другие эксперты опасаются увеличения ДТП. Сравнительный анализ провела Жанар Барлыбаева.

 Все новое – это хорошо забытое старое. Народная мудрость применима и к отмене обязательного обучения в автошколе для получения водительского удостоверения. Оказывается, такая норма существовала в законе «О безопасности дорожного движения», принятого еще в 1996 году. Но, несмотря на это, желающие получить права обучались на специальных курсах. С переходом к документу «О дорожном движении» в 2014 году  норму исключили. И  вот спустя два года в МВД снова решили ее вернуть. Как объяснили, в целях оптимизации процесса оказания услуг. 

Ерлан Тургумбаев,  заместитель министра внутренних дел РК:

Внедряется самостоятельная подготовка лица, претендующего на получение права мотоциклами и легковым автомобилем. Сейчас у нас очень много литературы, в том числе в интернете. Каждый гражданин имеет право получить доступ к правилам дорожного движения. Получить тесты. Самостоятельно изучить правила дорожного движения. И потом практическое вождение также нанять частную фирму и его обучат вождению.

Казахстанцы разделились на два лагеря. Среди тех, кто рад - 19-летний студент из Шымкента Баглан Казыбеков. В этом году они с отцом планируют приобрести машину. Чтобы получить права категории «В» собирался записаться на курсы. Но, узнав об упрощении процедуры, передумал.

Баглан Казыбеков, житель г. Шымкент:

Три месяцев курсов – это занимает много времени. Да и расход денег. Я обрадовался, когда услышал о новом законе. Теперь надо только сдать в ЦОН документы, и экзамен. Благодаря отцу навыки вождения у меня уже есть. Теперь изучаю по онлайн тестам правила движения. Результаты хорошие, думаю, быстро выучу.

При этом в законе оговаривается, что самостоятельно подготовленный претендент на получение права управления мотоциклом и легковым автомобилем может сдать экзамен только в специализированном ЦОНе. Исключительно эти центры снабжены необходимой техникой: здесь весь процесс автоматизирован, и как уверяют сотрудники, полностью исключен человеческий фактор. Самого экзамена изменения не коснулись. Он состоит из двух тестов: теоретического и практического.

Вот так выглядит теоретический экзамен, который проходит в ЦОНах. Вас сажают перед компьютером, дают тесты, которые состоят из 40 вопросов. И на все эти вопросы вы должны ответить за 40 минут. Ну что ж, давайте попробуем. Ну что можно сказать, вопросы вроде бы не сложные. Правда, сказывается волнение. И, как говорят здешние экзаменаторы, чтобы на них ответить, нужно, чтобы правила дорожного движения просто отскакивали от зубов.

Ерлан Шуренов,  заместитель директора департамента деятельности ЦОН:

Полностью весь набор вопросов состоит не из 40 вопросов, порядка 800 тыс вопросов. То есть для каждого услугополучателя он может быть разный. То есть не значит, что вы пришли, сдали эти 40 вопросов, придёт следующий клиент и те же 40 вопросов ему попадутся в такой же очередности, такого не бывает. 

Завалили теорию - повторный тест через 3 недели. Если же сдаете успешно – переходите к практическому экзамену. Он проходит на автодроме, имитирующем городские улицы. Специальный автомобиль оснащен компьютером, видеофиксаторами, от которых не ускользнет ваша ошибка.

Багдат Ахметов – инспектор специализированного ЦОНа г. Астана:

12 упражнений, каждое упражнение у него свои правила выполнения есть. И каждое если не правильно выполнить, отнимаются баллы.  Время дается 2 минуты на упражнение каждое. – Это же все автоматизировано? – Да, это все автоматизировано. Мы ничего не можем, ни перезагрузить его, ни заново включить.

Освоить такой большой объем  информации и навыков, сидя перед компьютером, -  невозможно, уверяют работники автошкол. Они-то в основном и вошли в ряды противников законодательного новшества.  Директор столичной школы Жилкибай Балтабаев говорит, что в обучении вождению, теория обязательно должна подкрепляться практикой. Курсантов учат всему – от устройства авто до оказания первой помощи.

Жилкибай Балтабаев, директор автошколы:

Отводится например 228 часов. Из них уделяется время, например оказание медицинской помощи 16 часов. 24 часов это устройство автомобиля. 90 часов – это правила дорожного движения. Плюс 90 часов – это безопасность управления автомобилем. Не надо забывать, что автомобиль представляет повышенную опасность. Водитель, управляющий автомобилем, несет ответственность не только за свою жизнь, но и рядом сидящих пассажиров и окружающих людей.

Представители автошкол переживают, что теперь из-за невостребованности придется сокращать персонал. Между тем, только в Астане действует больше 40 таких центров.  В каждом в среднем 80 работников. Правда, нередко в адрес таких заведений звучат обвинения, что за определенную сумму они помогут «развести» сертификат о прохождении курсов, и даже само водительское удостоверение. Что , к сожалению, и подтвердил эксперимент наших корреспондентов.

Упрощение процедуры получения прав не поможет исключить коррупционную составляющую, считает руководитель общества содействия  автомобилистам Руслан Лазута. Последнее нововведение по его мнению -абсурдно.

Руслан Лазута руководитель общества содействия автомобилистам «ОСА»:

Непонятные абсолютно безумные, просто какие-то чудовищные инициативы выдвигаются. Это же надо додуматься, чтобы взять сидеть дома изучать ПДД. Это может привести к крайне низкому профессионализму, к тому, что происходит на дорогах. Это будет очередной рост ДТП, в том числе и со смертельным исходом. То, с чем они и сейчас не могут справиться.

Тем временем, ситуация на дорогах страны не вселяет оптимизма. По данным МВД, за 12 месяцев 2015 года на дорогах республики зарегистрировано 18 890 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 2 453 человека, и 24 055 человек получили ранения. За два месяца 2016 года произошло 2 413 ДТП. В них погибли 258 чел, 3 170 – получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксирован рост числа аварий на 2,6%. По вине водителей со стажем управления менее 3-х лет зарегистрировано 170 ДТП, что составляет 7% от общего количества таких аварий.

В МВД пообещали, что норма о самостоятельной подготовке водителей заработает уже в этом месяце. Между тем, в новом законе автовладельцев ждут еще несколько приятных нововведений. Если законопроект будет утвержден Парламентом, то при получении дубликата техпаспорта будет отменен осмотр машины. А для получения  нового водительского удостоверения  в связи с истечением срока действия предыдущего, не нужно будет опять сдавать теоретический экзамен на знание ПДД. Насколько оправданы все эти упрощения, покажет время. Главное, чтобы статистика по авариям  не возросла. Ведь, как известно, дорога, не прощает ошибок.

Жанар Барлыбаева, Бахрам Талибжанов, Самат Орынбаев, Серик Таласов, для программы «Избранное за неделю».