Западноказахстанские водители просят о помощи. Жалуются, что чуть ли не ежедневно застревают на недостроенных или плохо отремонтированных дорогах. Соцсети заполонили видео, где в огромных лужах, ямах и грязи тонут и буксуют автомобили. Сотни дефектов и нарушений при строительстве трасс нашли и специалисты дорожной лаборатории. И это при том, что на ремонт только в этом году заложили десятки миллиардов тенге. Татьяна Рудаметова разбиралась в проблеме.
Это посёлок Кособа в Сырымском районе, что в двух сотнях километрах от Уральска. На местных дорогах подрядчики круто взялись за ремонт, верхний слой покрытия сняли - до старого грунта... и уехали. Теперь участок - как после бомбежки, говорят сельчане. А в дождь по ней ни на чем кроме трактора ни проехать. Такая же ситуация в Жангалинском районе.
Айболат БУКЕНОВ, ЖИТЕЛЬ ЖАНГАЛИНСКОГО РАЙОНА:
Тендер провели в августе, потом месяц ещё чего- то ждали. Это вина акимата. Потом появляется подрядчик, начинает строить дорогу, не может её достроить из-за плохой погоды и уезжает. Мы опять остаёмся без дороги. А на следующий год он скажет, что теперь стройматериалы подорожали, дайте ещё денег. Постоянно так происходит.
Но чиновники уверяют: тендер проводят вовремя, иногда даже заранее. Чтобы подрядчики успели хорошо подготовиться. Но некоторые из них пытаются сэкономить на стройматериалах и дороги получаются некачественными.
СХРАлия КАБЕНОВА, АМ. РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА И АВТОДОРОГ ЗКО:
Мы сейчас не платим подрядчикам, которые выполняют свою работу некачественно. Но у нас и нет возможности переделывать их работу. Из-за погодных условий мы не можем заново перекладывать асфальт. Поэтому этот объект переходит на следующий год.
Из 6 тысяч километров дорог региона больше половины - без асфальта. Но и к тем, что покрытием, есть вопросы. Специалисты обследовали ряд новых трасс областного и республиканского значения в регионе и сделали более сотни замечаний. Самое распространенное - использование стройматериалов, несоответствующих стандартам качества.
Абылайхан АЛШЫНБАЕВ, ДИРЕКТОР ЗКФ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА КАЧЕСТВА ДОРОЖНЫХ АКТИВОВ:
В целом 850 проб было отобрано. Из них 50% показали несоответствие по нормативным документам. Данное заключение мы отправили в официальном порядке заказчикам и технадхору для устранения данных несоответствий. Кроме того было выявлено 175 замечаний по дефектам при выполнении строительно-монтажных работ.
Данные переданы заказчикам - акиматам. Если подрядчики не согласятся добровольно устранить недоделки, чиновникам придется обращаться в суд. Отмечу, в этом году выделен 81 миллиард тенге, чтобы заасфальтировать 615 километров западноказахстанских дорог. По отчетам властей, деньги уже освоены, а по ощущениям водителей эффекта это пока не дало.