После жуткой аварии с человеческими жертвами в Мангистауской области, на всех железнодорожных переездах страны усилили меры безопасности. Стали известны некоторые подробности чрезвычайного происшествия. В день трагедии дежурный ж/д поста был пьян и даже не предпринял никаких мер для предотвращения аварии, в которой погибли 9 человек и десятки пострадали. Он задержан и дает показания. Правоохранители рассказывают, если не сработал светофор и отказал шлагбаум, то по инструкции, он должен был закрыть проход вручную или подать сигнал машинисту с помощью петарды. Но, дежурный якобы увидел состав всего за минуту до столкновения с маршруткой: транспорт от удара разорвало на 2 части. Из-за крупного ДТП в Жанаозене, в других регионах ужесточают контроль на железной дороге. На юге страны экстренно начали проверять дежурных постов. От работы уже отстранены 7 человек, провалившие экзамены. Более того, Комиссия выявила переезды, незаконно проложенные местными жителями. Эти маршруты, конечно, пришлось заблокировать. Мои коллеги Светлана Султангереева и Бахрамбек Талибжанов подготовили совместный материал.
Гульмира Шукурбаева одна из 36 пассажиров "Газели", попавшей под многотонный тепловоз. В тот злополучный день 17-летняя девушка ехала из колледжа. Из Жанаозеня в поселок Тенге. Но, вдруг сильный удар, потеря сознания и уже очнулась в больнице, вспоминает пострадавшая. Гульмира, как и многие жители региона, домой всегда добирается «маршруткой». И транспорт всегда переполнен
Гульмира Шукурбаева, пострадавшая:
Когда подъехала Газель, она была почти полностью забита, но меня все равно посадили внутрь. Я стояла по центру. Маршрутка всегда полная ходит. Особенно в выходные дни.
По предварительной версии, перегруженная маршрутка технически была исправна. Следствие уже установило, что машинист сигналил водителю. К тому же, работали и звуковые и световые маячки. Об этом спустя несколько часов сообщили работники КТЖ. Но водитель Газели проигнорировал все предупреждения и пытался проскочить. В результате мощного столкновения с тепловозом на железнодорожном переезде, погибло 9 человек. 27 пассажиров с тяжелыми травмами были срочно доставлены в жанаозенскую больницу.
Ерлан Бурхутов, заместитель директора Мангистауского отделения грузовых перевозок АО «Қазақстан темір жолы»:
Скорость следования по этому перегону - 80 км/ч, но машинист следовал 65 км/ч. Он за 100 метров увидел вот этот транспорт, применил экстренное торможение. Его тормозной путь составил 156 метров. Были дополнительные эксперименты и эксперименты показали, что действия машиниста полностью правильны.
Выяснилось, что в день трагедии дежурный переезда был пьян. Его уже задержали. На допросе мужчина заявил, что о приближающемся тепловозе ему не сообщил диспетчер. Якобы состав он увидел всего за минуту до столкновения.
Алдирза Куанышкереев, заместитель начальника ДВД Мангистауской области:
Когда локоматив приближается к ж.д переезду, определенное расстояние, а в данном случае 1150 метров, поступает сигнал первый, звуковой, одновременно поступает световой сигнал – загорается красный свет. Через 13 секунд закрывается шлагбаум. Если автоматически не срабатывает, тогда дежурный по переезду должен контролировать и вручную включать.
Если не были выполнены все эти меры, увидев автотранспорт на железной дороге, дежурный обязан заранее подать сигнал машинисту с помощью петарды, сказал начальник ДВД области. После чрезвычайного происшествия допрашивают не только дежурного переезда, но и машиниста тепловоза. А в отношении перевозчика началась проверка. По данным прокуратуры, до крупной аварии водители этой компании 7 раз привлекались к административной ответственности за перегруз автотранспорта.
Азамат Валиев, начальник Управления по надзору за законностью досудебной стадии уголовного процесса прокуратуры Мангистауской области:
Следствие ведется по трем основным направлениям, фактически дается оценка законности действиям и бездействиям непосредственно водителя «Газели», то есть правила дорожного движения, так жнее машинисты, которые были на тепловозе, диспетчера железнодорожного пути, который обязан был обеспечивать безопасность движения.
Возможно ли было избежать ужасной трагедии и по чьей вине она все же произошла, покажут результаты расследования. после смертельного ДТП в регионе приступили к профилактике подобных случаев. На всех железнодорожных переездах водителям раздают памятки с правилами переезда. Специалисты, с которыми побеседовал мой коллега Бахрамбек Талибжанов считают, что пора ужесточить ответственность и на постоянной основе проверять знания работников по безопасности движения. Бахрамбек, на юге страны после аварии с человеческими жертвами, усиливают ли контроль на железной дороге?
После крупной аварии в Жанаозене, на ж/д постах южного Казахстана усилены меры безопасности. О чем я расскажу чуть позже. Юристы же обращают внимание на другую проблему. Случай с пьяным дежурным на ответственном месте, ставит под сомнение качество отбора работников, отвечающих за движение поездов и транспорта. Юрист Руслан Кожахмет считает, что правоохранителям следует тщательно проверить и руководителей отделений магистральных сетей, которые и нанимают на работу дежурных по переезду.
Руслан Кожахмет, юрист:
При большинстве случаев по данным ДТП, опыт и практика показывали, что все они были спровоцированы не надлежащим образом данного контроля, не изучением психологического состояния работников. Что характерно для данной ситуации, допуск сотрудника, который был в состоянии алкогольного опьянения, это и является тем ярким примером, что контроль не осуществлялся.
Специалисты же отделения магистральных сетей говорят, что контроль над переездными постами осуществляется ежегодно. С мая по июнь. В это же время дежурные сдают экзамены на знания своих обязанностей. Но, из-за аварии в Жанаозене, проверку на железнодорожных путях проводят экстренно. В пригороде Шымкента комиссия выявила переезд, незаконно проложенный местными жителями. Его сразу же заблокировали, поскольку есть угроза для жизни людей. Кроме этого, эксперты проверили профессионализм дежурных по переезду. Не все прошли экзамен. В Арысском районе Южно-Казахстанской области 7 сотрудников провалили зачет.
Мурат Бейдалиев, главный инженер ЮКОФ АО «НК «КТЖ» «Шымкентское отделение магистральной сети»:
Выявлены такие, что не полностью знают свои должностные инструкции. Мы их, как таковых отстранили от работы до повторной сдачи экзаменов. Мы дали им 15 дней, чтобы они полностью изучили, и будет дополнительная проверка знаний. После этого будут приниматься меры.
Специалисты со стажем говорят, что дежурный по переезду обязан обеспечивать безопасное движение поездов и транспорта круглосуточно, должен контролировать исправность шлагбаумов, светофорной сигнализации и самое главное, должен знать график движения всех поездов. Следить за технической исправностью проходящего железнодорожного состава. При этом, 50 метров пути в обе стороны всегда должны быть в хорошем состоянии, иначе могут возникнуть нештатные ситуации.
Мурат Бейдалиев, главный инженер ЮКОФ АО «НК «КТЖ» «Шымкентское отделение магистральной сети»:
Если на
железнодорожном переезде машина остановилась или какой-то негабаритный груз, у
него имеется кнопка запломбированная. Он срывает эту пломбу, и включает заградительную
сигнализацию. Тем самым загорается светофор красный, проходящему локомотиву.
Если автотранспорт остановился, у дежурного по переезду имеется буксировочный
трос, должен этим тросом освободить
проезжую часть.
Практика показывает, что на железнодорожных переездах, где
наблюдается большой поток транспорта, водители игнорируют сплошную линию.
Выезжают на встречную полосу и создают аварийную ситуацию. Поэтому
железнодорожники просят местные власти установить на постах видеокамеры для
фиксации грубых нарушений. А на двух ж/д переездах Шымкента сотрудники
магистральной сети предлагают акимату построить мост либо подземный тоннель для
передвижения транспорта.
Бахрамбек
Талибжанов, Анара Нуртазина, Светлана Султангереева, Серик Таласов, Игорь Волох
и Рашид Исмагилов специально для программы «Избранное за неделю».