Трудности испытывают и отечественные товаропроизводители, которым очень сложно выходить на внешние рынки. И проблема даже не в том, что наши поставщики не выдерживают жесткой конкуренции, а элементарно не знают куда сбывать свой товар. О высоком качестве продукции под маркой «Made in KZ» недавно говорил и президент. Как отмечал в ежегодном послании Нурсултан Назарбаев, наши чиновники еще не научились защищать интересы казахстанского бизнеса за пределами страны. Оттого и экономика стала «беззубой». Сегодня по всей республике больше 400-т тысяч предприятий МСБ. Крупнейший мясокомбинат в Алматинской области, где в сутки забивают до 2,5 тысяч животных, уже 9 лет работает на чужую страну, закупая у иностранцев маточное поголовье скота. У нас их почти нет. Обувь жетказахстанского производства на 90% состоит из импортного сырья, рассказали «Избранному» в обувной фабрике. Кожу завозят из Турции и Италии. А свою мы вывозим в соседний Китай. Поэтому и заводы сейчас работают не на полную мощность. Анара Нуртазина о будущем казахстанского бизнеса.
Нурсултан НАЗАРБАЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
Надо помогать нашим предприятиям осваивать широкую номенклатуру товаров народного потребления, развивать экономику простых вещей.
На этот вопрос президент страны обращает внимание чиновников последние 10 лет. Но системных изменений нет, большинство казахстанских предприятий все еще загружены только наполовину. Причина в нехватке сырья и в неравной конкуренции с иностранными поставщиками.
По данным Национальной Палаты предпринимателей «Атамекен», сегодня в стране насчитывается свыше 400 тысяч предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Почти половина (176 тысяч) из них сосредоточены в Алматы.
Одно из таких предприятий – крупнейший в республике мясокомбинат в Алматинской области. Компания на рынке девять лет. В сутки мясники забивают до пятисот быков и двух тысяч баранов. Большая часть мясной продукции идет на отечественный рынок. По словам производителя Бахытжана Абдрасилова, в казахстанском животноводстве приходится работать в режиме нехватки маточного поголовья скота.
Бахытжан АБДРАСИЛОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА КХ «АБДРАСИЛОВ»:
Не хватает. Мы закупаем извне. Чтобы полную сделать загрузку, нам надо увеличить свою откормбазу на 15 тысяч голов. Если бы развивался промышленный откорм, то будет развиваться вся отрасль. Плюс в больших мясокомбинатах перерабатывалось бы все, даже навоз, то тогда это был бы очень большой импульс для отрасли.
На внешних рынках сырье закупает и бизнесмен Даурен Раманкул. Небольшую обувную фабрику молодой человек за год превратил в узнаваемое производство с пометкой «Сделано в Казахстане». Вот только обувь отечественного производства на 90 процентов состоит из импортного материала. Кожу Даурен завозит из Турции и Италии. В Казахстане сектор производства обуви находится в крайнем упадке, - говорит предприниматель.
Даурен РАМАНКУЛ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОБУВНОЙ ФАБРИКИ:
У нас в Казахстане, к сожалению, нет добротной качественной кожи и нет расцветок кож. В Казахстане есть кожевенные заводы, которые работают в основном на тендерах. То есть, они производят кожу для военной и рабочей обуви. А эта кожа зачастую является грубой и только черного цвета. Также мы завозим подошвы для обуви из-за границы, так как в Казахстане нет ни единой фабрики или цеха, который нас обеспечивал бы подошвой.
Анара НУРТАЗИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
В стоимость одежды, завозимой из-за рубежа, входят дорожные расходы и таможенные пошлины. Это, как правило, отражается на стоимости товара. Качество изделий с этикеткой «Сделано в Казахстане» сегодня ничуть не уступает товарам лучших итальянских мастеров. Что касается цен, то она ниже, чем на товары импортного производства, но немного выше рыночной. К примеру, в этом обувном магазине мужские кожаные туфли или кроссовки обойдутся покупателю в 20 тысяч тенге.
Снизить цену до уровня рыночной не можем, - говорят бизнесмены. Закупка сырья обходится дорого. Поэтому и цены соответствующие.
Юлия ПОЧИНОК, ДИРЕКТОР ОБУВНОЙ КОМПАНИИ:
Мы хотим предложить нашу продукцию, как чистый отечественный товар. Я хочу продать по дешевой цене. Но в настоящее время это невозможно. В стране сырье небольших кожевенно-меховых заводов не изготавливается в надлежащем качестве. Слишком толстая для ног. К сожалению, Казахстан не выпускает ни каблуки, ни шнурки. Поэтому все приходится брать за границей.
Чтобы обеспечить местные заводы сырьем и облегчить жизнь самих производителей, нацпалата предпринимателей предлагает запретить вывоз кожи и шерсти за рубеж. Также бизнесу помогут освоить новые рынки, говорит Аблай Мырзахметов.
Аблай МЫРЗАХМЕТОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ НПП РК «АТАМЕКЕН»:
Потенциал огромный, они могут и на экспорт идти. Все они нуждаются только в трех вещах - сырье - легпром. То есть надо запрещать вывоз шерсти, вывоз кожи, потому что у нас все это желалось. Правительство уже начало думать.
Компания Северо – Казахстанской области по производству хозяйственных и продуктовых товаров «Радуга» на рынке уже более 25 лет. Последние годы предприятие ориентировано на экспорт. По словам директора Дмитрия Шарапаева, в основном товаром заинтересованы соседние страны – Китай и Узбекистан. Пока на рынки этих государств вывозится 9% всего объема.
Дмитрий ШАРАПАЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТОО «РАДУГА»:
Проблема основная у всех производителей Казахстана – это конкуренция, очень большая. Проблема больше – встать на рынок, зайти в какую-то сеть. Об этом мы сейчас на всех площадках говорим, что нужно помочь производителю конкретными действиями.
Государство будет субсидировать для казахстанских экспортеров и транспортные расходы и торговые площади. Для этого выделят миллиардные средства, заявил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.
Женис КАСЫМБЕК, МИНИСТР ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РК:
Мы для казахстанских производителей можем обеспечивать дешевые торговые помещения в наших торговых центрах, в магазинах. Это важно. Например, если брать турецкий бизнес, вы знаете, что турецкое правительство субсидирует торговые площади. Активно турецкая продукция заходит во все торговые центры в Казахстане и в других странах. Мы пытаемся эти же механизмы применить.
В Алматы решением болевых точек отечественных товаропроизводителей занялась Палата Предпринимателей. Формируется список предприятий, которым необходима поддержка. Сегодня в перечень уже вошли около трех десятков предприятий мегаполиса.
Алма ТУРЛЫБАЕВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ МСБ ПАЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Г.АЛМАТЫ:
Это сфера пищевого сектора, сфера строительного сектора, те, которые занимаются производством мебельной продукции. По каждому предприятию мы уже будем формировать ДКБ, дорожную карту развития.
По мнению экономиста Бекнура Кисикова, сегодня резервы у казахстанского рынка большие. Товары с точки зрения экологического производства очень чистые. Такую планку отечественные товаропроизводители должны поддерживать. Это поможет привлечь покупателей из соседних стран, - говорит Кисиков.
Бекнур КИСИКОВ, ЭКОНОМИСТ:
Я вот, например, знаю, что китайские предприниматели хотят очень сильно купить, им нравятся наши шоколадки «Рахат», или какие-то продукты хлебобулочные, потому что они знают, что это натуральное. То есть, в принципе рынки готовы. Важно нам уровень поднять. Чуть – чуть на тот уровень, чтобы мир мог нас покупать. А возможности у нас огромные.
Эксперты, с которыми мы беседовали, отмечают, что государству нужно стимулировать и население, чтобы поддержать отечественных производителей. По такой системе давно работает Беларусь, где ведется целенаправленная политика по поддержке своих товаропроизводителей. А покупателей за выбор местных товаров поощряют.
Анара Нуртазина, Айгерим Кусаинова, Асет Елембаев, Марат Калдыбаев и Евгений Мутыль, специально для программы «Избранное за неделю».