Впервые за долгие годы обороты курьерских служб достигли почти 6 млрд.тенге. Сегодня их услугами пользуются практически по всей стране, в некоторых регионах обычных почтальонов заменили дроны. К примеру, в прошлом году жители отдаленных сел получили с воздуха 16 тонн газет и журналов. Но, летательные аппараты не всегда возвращаются обратно, да и прибыльным этот проект пока назвать сложно. Но, несмотря на это, Казпочта собирается расширить географию полетов. Населенные пункты пока обслуживают иностранные беспилотники. Репортаж Адиля Онербаева.
-Мы получаем ежедневно газеты и письма, потом рассортировываю это всё по улицам, по маршруту.
С сортировки и составления маршрута доставки начинается рабочий день молодого почтальона. Темирхану Утеубаеву 20 лет. Развозит почту в поселке Уштобе Карагандинской области. Говорит, на эту работу попал случайно, спустя некоторое время нашел свои плюсы. Один из них- подвижный образ жизни: в день Темирхан преодолевает десятки километров на велосипеде. К тому же хороший доход для студента. Но строить карьеру в этой сфере парень не планирует.
Темирхан УТЕУБАЕВ, ПОЧТАЛЬОН:
У меня получается мама тоже работает на почте и в основном, когда я устроился, она мне помогала курировала меня. И благодаря этому возможно я сейчас работаю. Теперь, когда я уже год работаю год является сотрудником я понимаю усталость мамы.
Облегчить труд казахстанских почтальонов пытаются разными способами: это и приложения для смартфонов, фиксирующие доставки, и техника для передвижения. Сегодня велосипеды с эмблемами почтового оператора в поселках уже никого не удивляют. А вот получить газету или письмо с воздуха – это необычно. Главное - дешево, говорят разработчики. Беспилотники с газетами и журналами на борту начали летать по казахстанским поселкам два года назад. Запускают их в отдаленные районы, куда отправлять машину ради десяти газет невыгодно. Доставка почты с воздуха в десятки раз быстрее традиционного способа. Минусами же такого крылатого почтальона остаются невозможность работы в некоторых ветряных областях. Больше всего воздушной почты за последние годы получили жители Алматинской области.
Алексей КИМ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «ADROME AUTOMATION»:
Возьмем Алматинскую область Жамбылский район Узынагаш, там существует распределительный узел Казпочты, где мы забираем газеты. Порядка 14 населенных пунктов вокруг Узынагаша в радиусе 70 км. которые являются получателями. Так вот нам не надо до каждого населенного пункта физически ехать на машине, если ехать на машине в день может доходить до 600 км.
В первый год работы дроны доставили чуть больше тонны почты и преодолели 16 тысяч километров по воздуху. В прошлом году воздушный пробег беспилотников увеличился почти в 10 раз, а вес доставленной корреспонденции еще больше. До 16 тонн газет и журналов. Сейчас 20 летающих почтальонов обслуживают порядка 150 населенных пунктов в Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Туркестанской, Восточно- Казахстанской и Костанайской областях. Стоимость таких перелетов 90 тенге за 1 килограмм, от расстояния доставки растет и цена. Не сложно посчитать, что за прошлый год «Казпочта» потратила примерно 2 млн. тенге на доставку почты по воздуху. Заработать большой капитал на этой услуге пока не получается, говорит разработчик проекта Алексей Ким, а вот рисков и затрат достаточно. Дроны падают, разбиваются и теряются в бескрайних полях.
Алексей КИМ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «ADROME AUTOMATION»:
Это уже издержки нашей работы. Если он упал, значит, где-то мы недоработали, недооценили условия работы, это все конвертируется в опыт.
И таких случаев за двухлетний опыт работы в поселках - десятки, признается директор компании. Назвать технологию полностью казахстанской разработкой нельзя. Детали корпуса заказывают в России, внутренне «железо» в Китае. За нашими специалистами дизайн и сборка гаджетов. Первыми использовать дроны не только для воздушной съемки, но и доставки груза начали на западе. Сейчас такие гиганты как Amazon, Google, Walmart, DHL уже доставляют большие посылки – от одежды и пиццы до электронных гаджетов и медикаментов. Отечественные разработчики дронов тоже не отстают. На рынке даже появилась конкуренция за клиента. Заказывают такие услуги не так часто, а вот предложений заметно больше. В основном беспилотники ведут картографическую съемку местности, следят за состоянием полей.
Алишер ШАЯЗОВ, СТАРШИЙ ПИЛОТ-ОПЕРАТОР БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА:
Кто-то представляет, что дрон это взял джостик и управляешь им. Это не совсем так. В такой технике используется автопилот. Автопилот - это команда, либо загружается задание конкретное, что он должен сделать, куда полететь и так далее. Высота 250.
На западе развитию воздушной доставки мешает законодательство. В некоторых штатах США использовать дроны можно только военным. В Казахстане с этим намного проще: достаточна регистрация и разрешение наземных служб. Но маленький рынок и отсутствие больших заказов вынуждают разработчиков трудиться не на прибыль, а скорее для опыта.
Алексей КИМ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «ADROME AUTOMATION»:
Бывали случаи, когда самолет раньше нас находили чабаны. В Алматинской области такое было. К счастью, его не разрушили, с него срезали какие-то нужные в хозяйстве вещи, веревки с парашюта срезали, сам парашют почему-то не забрали. Забрали батарейки, но самая основная часть аппарата не тронута осталась.
Тем не менее, летающие почтальоны продолжат работать в казахстанских поселках. В планах на этот год расширение географии доставки. И это никак не повлияет на работу людей, уверяют в «Казпочте». Если на западе уже предрекают скорое исчезновение работы почтальона, то в нашей стране о такой тенденции говорить рано.
Дана КАСЫМОВА, МЕНЕДЖЕР ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА И ПИАР «HEADHUNTER KAZAKHSTAN»:
Профессия почтальона остается актуальной в нынешнее время. Если смотреть по размещению вакансий с января 2019 года, то на 40% вакансий было опубликовано больше, чем по итогам 2018 года. Это говорит об актуальности и востребованности профессии.
Но при этом эксперты не исключают, что в будущем роботы могут заменить людей во многих сферах. Поэтому с каждым годом к соискателям повышаются требования по квалификации, навыкам и знаниям.
Адиль Онербаев