$498.34 €519.72 ₽4.85
×

Людей с синдромом дауна и шизофренией начали брать на работу в городские столовые

AstanaTV
28.04.2019г. в 20:00
3490
Людей с синдромом дауна и шизофренией начали брать на работу в городские столовые

В наших прошлых выпусках мы рассказывали о людях с особенностями развития, работающих в социальном кафе. Здесь им помогают адаптироваться, заодно они могут подзаработать. Прошел год и бывшие сотрудники «Kunde» уже трудятся в обычных городских заведениях. Основатель сети столовых Аян Биримжан говорит, что людей с синдромом дауна и шизофренией раньше нигде не брали. Теперь им дали шанс почувствовать себя полноценными гражданами. У них всегда есть мотивация, они очень ответственны и дисциплинированы,- рассказали моей коллеге Меруерт Жакияновой некоторые работодатели.

Меруерт ЖАКИЯНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ: 

Почти год назад команда «Избранного» готовила материал о первом столичном социальном кафе «Kunde». Социальное, потому что там работают сотрудники с особенностями в развитии. Как правило, в традиционные места общепита предприниматели таких работников не берут. Основатель «Kunde» Маулен Ахметов решил поменять ситуацию. И вот, спустя год, его мечта сбылась. Четверо выходцев «Kunde» уже работают в обычных столовых.

Маулен АХМЕТОВ, ОСНОВАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО КАФЕ «KUNDE»: 

Четверо работают в одном заведении, а в другом заведении у нас еще есть ребята, там работают двое. У нас шизофрения, заторможенность развития, тормоз речевого развития тоже есть. Но ребята очень дисциплинированные и очень ответственные.

Арсен ЕЛЬЖАНОВ, СОТРУДНИК СТОЛОВОЙ: 

Я ощущаю себя счастливым, и я счастлив, что работаю как все люди. Что меня люди принимают так же, как нормальные люди. Я хочу работать, деньги зарабатывать.

Местная столовая работает круглосуточно, в день сотрудники успевают обслужить до 300 человек. Выходцы «Kunde» трудятся посменно: с 8 часов до 2-х дня, и с 2-х часов до 8 вечера. 

Аян БИРИМЖАН, ОСНОВАТЕЛЬ СЕТИ СТОЛОВЫХ: 

В начале думал, что все-таки будут какие-то сложности, но потом мы увидели, что у них есть большое стремление работать, так как, к сожалению, общество относится к ним немножко – да не так как нужно, и из-за этого у них возникает какой-то комплекс, какие-то сложности.

Пока что у ребят один фронт работы: моют и натирают посуду. Говорят, в деле не скучно.  

Асель ЕХЛАСОВА, СОТРУДНИЦА СТОЛОВОЙ: 

Когда я раньше работала, я просто работала, училась и не получала деньги, мне сказали, научишься и деньги будешь получать, но в итоге нет. Я потом ушла. Я бы хотела пока здесь остаться. 

Аян БИРИМЖАН, ОСНОВАТЕЛЬ СЕТИ СТОЛОВЫХ: 

Есть два отличительных характера: первое – это немного выше мотивация. Наши сотрудники, они все хорошие, я каждого из них знаю, уважаю, но каждый понимает, что он профессионал в своей сфере. Здесь же немного другой формат, они знают, что их могут заменить, если он не будет справляться. Мотивация высокая он приходит на работу он старается больше проявить показать себя ему это интересно. Второй момент – они очень ценят работу, поэтому выполняют ее тщательно... хотя может немного медленно, но в целом мы довольны очень работой.

Куаныш НОГАЙБАЕВ, СОТРУДНИК СТОЛОВОЙ: 

Работать надо. И стремиться к жизни надо, потому что родители не вечные же. Двигаться, стремиться, и работать над собой, книги читать, развиваться и по жизни надо двигаться.

Каламкас ШИЯПОВА, АДМИНИСТРАТОР СТОЛОВОЙ: 

В других организациях я вот работала. Даже если увидят что-то, старались, наоборот, таких не принимать ребят, потому что боятся, больше ответственности за них. А мы нет, мы не побоялись, нам предложили, мы удовольствием взяли.

Канат АЛПЫСПАЕВ, СОТРУДНИК СТОЛОВОЙ: 

У меня мать и братишка, и все. А отец умер давно. Мать тоже по зрению инвалид, а братишка умственно отсталый, он получает пенсию. Только я работаю, один содержу их. С пенсии содержу, за братом. Мы еще квартиру снимаем за 55 тысяч тенге, семейное общежитие, вот я за квартиру плачу и за продукты, мама на пенсию вещи берет, одежду, а если не хватает, то я со своей зарплаты даю маме, справляемся. Есть девушка, думаю этой осенью жениться.

Одни сотрудники «Kunde» нашли себя на новом месте, другие продолжают трудиться в социальном кафе. Героиня нашего прошлогоднего сюжета Айман Онгалбекова рассказала, что за последний год в ее жизни случилось много перемен. Тогда мы увидели неуверенную девушку.  

Айман ОНГАЛБЕКОВА, СОТРУДНИК СОЦИАЛЬНОГО КАФЕ «KUNDE»: 

Вообще-то не пришлось раньше работать. А потом уже мне предложили работать, а потом уже начала, привыкла работать.

А сегодня Айман жизнерадостная и довольная жизнью. И не перестает улыбаться. 

Айман ОНГАЛБЕКОВА, СОТРУДНИК СОЦИАЛЬНОГО КАФЕ «KUNDE»: 

Прошёл год, и я почувствовала перемены. Вначале было непросто, сейчас привыкла. Работа у меня хорошая, мне нравится. Пока буду работать здесь, мне нравится общаться с людьми.

Сейчас в «Kunde» порядка 20 особенных сотрудников, работают посменно. В общей сложности здесь трудится порядка 30 человек. Если при запуске проекта оборот кафе достигал 60-70 тысяч тенге в день, то сейчас – около 200 тысяч. Месячный оборот кафе доходит до 5 млн тенге, при этом его посетители в большинстве своем студенты и преподаватели Назарбаев Университета. 

Маулен АХМЕТОВ, ОСНОВАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО КАФЕ «KUNDE»: 

Я вот заканчиваю универ, мне осталась одна неделя учиться. Я решил остаться в Казахстане на год, по крайней мере, довести мой проект до ума. Мы вот наняли, сотрудничаем с ЕБРР, через них наняли консультанта. наладить все процессы, прописать стандарты наладить и сделать, чтобы все это буквально упаковать и документально оцифровать, чтобы мы могли делиться с другими. То есть, если кто-то хочет открыть соц.кафе, он может взять эту информацию.