«Пройти» техосмотр автомобиля по WhatsApp. Такая нелегальная услуга для автомобилистов появилась на рынке. Факты выявили в проектных офисах «Адалдық алаңы» при антикоррупционном ведомстве. В связи с этим, в Казахстане предлагают приостановить процедуру прохождения техосмотра до момента внедрения новой модели мониторинга состояния авто. Что думают по этому поводу казахстанские водители и действительно ли возможно купить свидетельство без осмотра транспортного средства, выясняла Яна Гладкова.
Жулдыз КОСШИБАЕВ, АВТОЛЮБИТЕЛЬ:
Нет, это - не «ура». Сразу вам скажу. Это лучше, пусть будет техосмотр. Но не для новых машин. Т.е. как было с новыми машинами до 7 лет. Это я поддерживаю. А вот подержанным машинам лучше проходить техосмотр.
Сергей ШЕВЧЕНКО, АВТОЛЮБИТЕЛЬ:
Нужно ли его отменять? Конечно, нужно. Потому что каждый водитель, я считаю, он сам себе техосмотр. Человек, который без головы, ему техосмотр не поможет.
Иван БУЗЕНИУС, АВТОЛЮБИТЕЛЬ:
Лучше пройти. Видели, на чем таксисты ездят? По Караганде еще нормально. А вот по городам и спутникам вообще жутко. Однозначно, проходить нужно.
Это - небольшой срез мнений автолюбителей. Мнение мы записали после того, как стало известно о возможности отмены техосмотра. Сегодня для получения соответствующего свидетельства не обязательно ехать на специальные станции. Справку оказывается можно заказать в интернете. Мы позвонили по нескольким номерам. Сообщили, услуга стоит 5000 тысяч тенге. Документ клиенту доставят прямо на дом.
Оформить техосмотр таким образом можно и автовладельцу, чья машина находится на учёте в другом государстве. В этом убедились участники проектного офиса «Адалдық алаңы».
Мирас КАРГАБАЙ, РУКОВОДИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТНОГО ОФИСА «АДАЛДЫҚ АЛАҢЫ»:
В Акмолинской области зафиксирован факт. Автомобили, зарегистрированные вне Казахстана, также могли без препятствий проходить у нас, получать техосмотр без регистрации по месту, т.е. это Российская Федерация, Армения, Киргизия и т.д.
И это - не единичный случай. По информации антикоррупционщиков, органы транспортного контроля за полтора года проверили 152 оператора технического осмотра. 88 из них из реестра исключили. Выявлено свыше 700 нарушений. Предпринимателей оштрафовали почти на 4 миллиона тенге. Но рейды и штраф саму ситуацию, увы, не меняют. Поэтому в ведомстве и высказываются за изменение системы. А пока общество выберет новую модель, прохождение техосмотра предлагают отменить.
Данияр САБИРБАЕВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА АГЕНТСТВА РК ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ:
Альтернативных моделей очень много. У нас есть опыт Германии, Китая, Грузии. Почему бы их не взять за основу? Мы предлагаем начать по этому вопросу гражданские общественные слушания. Я придерживаюсь грузинской. Они отменили техосмотр, и сегодня они внедряют техосмотры на принципах ЕС.
Идею не поддержали в столичной палате предпринимателей. Говорят, из-за недобросовестных операторов под удар попадают те, кто серьезно вложился в бизнес.
Нуржан БУКИН, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПАЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ г. НУР-СУЛТАН:
Есть крупные компании, есть средние компании, которые вложили средства в эту деятельность. Приобрели дорогостоящее оборудование, помещение, создали рабочие места. Из-за них теперь они будет страдать. В целом, мы не поддерживаем эту идею.
В качестве альтернативы в палате предлагают опыт соседней России. Там ввели требование фотофиксации процедуры. Абдижаппар Байболов - старший эксперт центра технического осмотра в Шымкенте. «Липовое» свидетельство от настоящего отличает легко.
Абдижаппар БАЙБОЛОВ, СТАРШИЙ ЭКСПЕРТ ЦЕНТРА ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА:
В день у нас проходят техосмотр 18-20 машин. В среднем, 4 автомобиля имеют неисправности. Отправляем на их устранение. Если отменят процедуру в Казахстане, понесём убытки. Останемся без работы. Да и оборудование куда девать?
Пока вопрос отмены технического осмотра автомобилей на обсуждении. Но вне зависимости от решения самим автовладельцам важно помнить, что от исправности железного коня, порой, зависит жизнь.
Я. Гладкова