Спорт Қазақстан
$444.22 €476.38 ₽4.82
×

"Ты должен замараться, чтобы стать частью системы", - политолог о коррупции в стране

AstanaTV
06.02.2020г. в 20:30
6121
"Ты должен замараться, чтобы стать частью системы", - политолог о коррупции в стране

Сколько бы не говорили о борьбе с коррупцией в Казахстане, победить ее пока не могут. Только представьте, больше тысячи чиновников по всей стране попались на взятках. Среди них и высокопоставленные "агашки". Только вот ни один из первых руководителей пока не подал в отставку, о чем ранее говорил Президент. Что удивляет, чиновники совсем потеряли страх, а аппетиты только растут. Алина Бржанова о последних задержаниях.

Алина БРЖАНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:


Еженедельно антикоррупционная служба отчитывается о своей работе, рассказывая о самых громких задержаниях. Только вот количество взяток от этого не уменьшается. В сводках, как рядовые чиновники, так и "тяжеловесы". На днях отличились госслужащие восточного Казахстана. Чиновники поразили всех своей изобретательностью.

Речь о заместителе руководителя управления сельского хозяйства и его пособнике из акимата. Взятку у одного из них нашли в бидоне с мукой. Что интересно, прибыль прикрыли пакетом с надписью: «Казак ели». На этом, видимо, их патриотизм и закончился. Обогатиться чиновники решили за счет гос. программы.

Данияр БИГАЙДАРОВ, СТАРШИЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО ДЕПАРТАМЕНТА АГЕНТСТВА РК ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ:

Они подозреваются в получении от представителя ТОО взятки в размере 35 млн тенге за общее покровительство и оказание содействия в рамках государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса».


О возможных последствиях чиновники не могли не знать. Один из них возглавлял юридический отдел аппарата акима. Оба теперь задержаны и находятся под стражей. Вместе с ними в изоляторе и представитель ТОО, который просил о покровительстве. 

Данияр БИГАЙДАРОВ, СТАРШИЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО ДЕПАРТАМЕНТА АГЕНТСТВА РК ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ:

Решение о наказании будет вынесено судом. Сейчас они подозреваются. Будет определена сумма, статья и т.д

И если вину чиновников докажут, их руководителям придется подать в отставку. Таков закон, инициатором которого был Касым-Жомарт Токаев. Для этого даже установили определенный срок - 10 дней после вступления в силу приговора суда.  

Например, министр должен оставить кресло за проступок своих замов, ответ. секретаря или областных руководителей. Аналогичный список и для акимов. А вот их заместители будут отвечать за преступления в курируемых ими отделах. Но и здесь есть нюансы. Руководитель будет отвечать, только если работает на этой должности больше трех месяцев. Главе восточно-казахстанского управления сельского хозяйства повезло. Его назначили недавно.

Елена БЕРЕЗИНСКАЯ-АБИЛОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОФИСА «ШЫГЫС АДАЛДЫҚ АЛАҢЫ»:
 
Ситуация, что именно руководители должен уходить в отставку, конечно, она очень волнует, требуется тщательное разбирательство. Потому что, если это будет все косить, но не смогут тогда госаппарат накопить те кадры и тот потенциал, который будет управлять государством.

Между тем, подобный президентский указ выходил еще в начале 2000-х годов. Но на практике такой метод борьбы с коррупцией почему-то не применялся. Политолог Досым Сатпаев считает, проблема в формировании госаппарата, когда удобные кресла выдают только нужным людям.

Досым САТПАЕВ, ПОЛИТОЛОГ:


Чиновник понимает, что у него за спиной мощная поддержка, крыша, он понятно исходит из того, что эта крыша его защитит. Они постоянно ищут каких-то козлов отпущения. Поэтому как мы видим, чаще попадают в коррупционные сети все-таки чиновники низового уровня. +Коррупция стал неким элементом джентльменского набора. То есть, если ты хочешь войти в систему, ты должен замараться, ты должен быть частью этой системы.

Алина БРЖАНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

Чтобы держать систему под контролем, нужно на каждого иметь компромат, считает политолог. И, похоже, некоторые собрали уже приличный архив. В прошлом году антикоррупционщики поймали со взятками больше тысячи чиновников. Но, пока ни одного заявления об отставке мы не слышали.


А. Бржанова