Такая же ситуация сложилась на Севере Казахстана. Судебные приставы не дают аграриям даже закончить посевную кампанию. За долги предыдущего землепользователя забирают технику, семена и скот. И это при том, что пришедшие в хозяйства новые инвесторы получили решением госкомиссии 15-летнюю рассрочку и 3-летние кредитные каникулы. Действия судоисполнителей могут убить и без того на ладан дышащие деревни, уверены местные жители. А помощи крестьянам ждать неоткуда. Павел Притолюк продолжит.
Село Тахтаброд находится на окраине Северо-Казахстанской области. В деревне - около полутора тысяч человек. Для большинства главный источник дохода - работа в поле. Однако, люди могут ее лишиться. В разгар посевной в деревню нагрянули судебные приставы и начали описывать имущество хозяйства. На днях, например, в этом товариществе забрали сеялку.
Ринат ЖУМАБАЕВ, ДИРЕКТОР ТОО:
Судебные исполнители начинают приезжать и изымать технику, которая была арестована. Если они сейчас заберут у нас это, то у нас наше предприятие попросту встанет. Рабочие места, люди начнут разбегаться с деревни ну и само собой мы не посеемся просто-напросто.
Как оказалось, крестьянам приходится отвечать за долги прежнего недобросовестного инвестора. Это бывшие земли проблемного холдинга «Алиби». Расхлебывать его дела в марте прошлого года пригласили других предпринимателей. Учитывая миллиардные долги, чтобы спасти хозяйства от разорения, бизнесменам предложили возможность рассрочки и трехлетние кредитные каникулы. Это решение госкомиссии. Однако, в пяти селах Акмолинской и Северо-Казахстанской областей, этот механизм почему-то не заработал. Приставы описывают технику, семена, животных и затем реализуют их за бесценок.
Мурат ШАМШИНУРОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГРУППЫ КОМПАНИЙ «AIZET FARMS»:
Техника ушла с этих хозяйств за бесценок. Семена, которые были описаны, в частности ТОО Буамынское это 2,7 тыс. тонн ушли за 83 млн. Это средняя цена за тонну семян получилась 30,1 тыс. тенге. Это далеко не та цена. Скот - 1250 голов продали за бесценок. Одна голова ушла по 132 тыс. тенге.
Только в селе Тахтаброд, если хозяйство оставят без средств к существованию, работы лишатся почти 300 человек. Люди просят об одном: чтобы им дали спокойно трудиться, а не мучиться за чужие долги.
Павел ПРИТОЛЮК, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Аграрии уже обращались за помощью к местным чиновникам. Но результата это не дало. Люди говорят: такое безучастие окончательно погубит сельское хозяйство. А это между прочим главная отрасль экономики на Севере страны.
П. Приталюк