Разбившийся под Алматы самолет санавиации могли обстрелять с земли. Так считают родные погибших летчиков. На эти мысли их натолкнули заключения экспертов. О нарушении в расследовании говорят и адвокаты обвиняемых. Сегодня начался судебный процесс по громкому делу об авиакатастрофе. ЧП произошло 3 года назад. Самолет АН-28 вылетел в Шымкент к тяжелобольной пациентке. Через 12 минут после взлета судно рухнуло. Погибли 5 человек.
На скамье подсудимых директор авиакомпании. По версии следствия, причиной катастрофы стали технические проблемы судна и ошибка пилота. Сегодня допросили свидетеля - главного специалиста по расследованию авиационных происшествий Нурлана Аккулова. Он одним из первых осматривал место катастрофы и участвовал в экспертизах. Но расследование вели с грубыми нарушениями, считает адвокат одного из пилотов Сергей Державец. Не выполнен ряд следственных мероприятий. А некоторые важные детали - как внешнее воздействие и вовсе не заметили.
Сергей ДЕРЖАВЕЦ, АДВОКАТ:
По фрагментно самолёт не осматривался, каждый фрагмент не регистрировался. Какие на нём есть следы, относящиеся к авиапроисшествию, не написано. Через почти год эксперт Колесников обнаруживает, что имеется некое внешнее повреждение на раме. Почему у вас это не описано в осмотре?
Нурлан АККУЛОВ, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ МИИР РК:
К сожалению этого отчёта, который проводил Колесников - у нас не было.
В СМИ обнародованы документы, согласно которым самолёт могли обстрелять с земли. Маршрут АН-28 проходил прямо над военным полигоном. Однако, в ходе расследования на запрос транспортной прокуратуры сообщалось, что в момент пролёта самолёта стрельб не было. Но откуда тогда взялись непознанные метки? Этим вопросом задаётся и отец погибшего летчика Евгения Кутафина.
Виталий КУТАФИН, ОТЕЦ ПОГИБШЕГО ПИЛОТА САМОЛЁТА АН-28:
Всё подтверждает, что полёт был неуправляемый. Фактов, то, что полёт был управляемый 2, а то, что был неуправляемый 8. Была повторная экспертиза и она подтверждает, что в самолёте есть факты внешнего воздействия - что ещё нужно?
Виталий Кутафин уверен и в том, что и его сын, и второй пилот были хорошо подготовлены и ошибок не допускали. К тому же экспертиза показала, что травмы и ожоги погибшие получили при жизни, до столкновения с землёй.
Виталий КУТАФИН, ОТЕЦ ПОГИБШЕГО ПИЛОТА САМОЛЁТА АН-28:
Никто бы не допустил неподготовленного человека к управлению воздушного судна. Ни на каком уровне. Более того, он подготовку проходил в 13 году, а случай произошёл, то есть 4 года он управлял воздушным судном! На каком основании следствие делает выводы, что второй пилот был неподготовленным?
Следующее заседание суда назначено в понедельник. Напомню, 3 октября 2017 года под Алматы потерпел крушение АН-28. Самолёт совершал санитарный рейс, врачи направлялись к тяжелобольной пациентке в Шымкент. Через 12 минут после взлёта судно рухнуло. В аварии погибли оба пилота, бортовой техник и 2 врача.
Т. Рудаметова, А. Онербаев