Казахстанцы продолжают брать кредиты, несмотря на кризис. Для многих долг стал единственным средством выживания, говорят специалисты. Люди потеряли работу, нет постоянного дохода. А пандемия только усугубила ситуацию. Почти вся зарплата уходит на погашение кредита, живут на остатки. Сегодня об этой проблеме уже заговорили в стенах Парламента. Народные избранники требуют списать кредиты казахстанцам, потерявшим доход из-за карантина. А таких сотни тысяч. Словом, безработица достигла катастрофической отметки и Правительству пора обратить внимание на проблемы простого населения. Репортаж Алины Ткаличевой.
Смолоду в долгах как в шелках. Так можно описать жизнь астанчанки Натальи. В 24 года на её плечах уже образовательный и потребительский кредиты. После недавней свадьбы к ним добавилась еще и ипотека. Теперь семейного бюджета едва хватает на еду.
Наталья, ЖИТЕЛЬНИЦА - г. НУР-СУЛТАН:
В общем у нас сумма по зарплате выходит где-то 250 тысяч. 200 тысяч мы отдаем за кредиты, 10 тысяч мы платим где-то за коммуналку и 30-40 тысяч, на них получается нам приходится жить. Вот эти продукты, все такое по мелочевке чтобы покупать. И то, большую часть мы покупаем все по акции.
В такой ситуации может и не дойти до детей. Их молодожёны пока даже не планируют.
И так живет чуть ли не каждый казахстанец.
Ссудный портфель микрофинансовых организаций страны составил больше 316-ти млрд тенге. Это на 35% больше, чем в прошлом году. Вполовину увеличился и средний чек кредита, подсчитали аналитики Ranking.kz.
Причем, это с учётом сокращения выданных займов в период пандемии. К тому же, с января в стране запрет на кредитование малоимущих и безработных. Вот только опрос на улицах столицы показывает обратное – долги есть почти у каждого прохожего.
БЛИЦ:
- Ту же самую машину нам не купить без кредита, квартиру не взять не купить без кредита. Даже бытовую технику, потому что у нас нет такого дохода, чтобы позволить себе телевизор за 200 тысяч
- У меня лично нет знакомых, у всех кредиты
- Весь Казахстан ждет, когда амнистия будет. Поскорее бы.
Списать казахстанцам кредиты потребовали и мажилисмены. Но только тем, кто потерял доход из-за карантина. Деньги на это найдутся, если сократить госрасходы, считают депутаты.
Айкын КОНУРОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ "КНПК":
Вне зоны занятости оказались 4 млн 200 тысяч человек. Фактически, безработица подскочила до 46% - это беспрецедентный шоковый уровень в нашей истории. Нынешний кризис является не только санитарно-эпидемиологической, но и трудовой чрезвычайной ситуацией. Соответственно, нужны чрезвычайные меры.
Эксперты же уверены, проблема вовсе не в пандемии. Она лишь подтолкнула к очередному «провалу» экономики. Система 90-х годов давно себя исчерпала, считает финансовый аналитик Арман Бейсембаев. Плюс казахстанцы, несмотря на кризис, привыкли потреблять в прежних объемах.
Арман БЕЙСЕМБАЕВ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИТИК:
Мы имеем падающий уровень населения жизни страны. Зарплаты не растут. Поскольку падает уровень жизни. По идее уровень потребления должен упасть тоже. А люди хотят потреблять в прежних объемах, у них нет другого варианта, как пойти и взять потребительский кредит. Поэтому потребительский кредит у нас имеет абсолютную популярность.
Стабилизировать ситуацию можно: надо смягчать кредитные условия для малого и среднего бизнеса, считают специалисты. Впрочем, предприниматели сейчас тоже в числе самых закредитованных, как и простое население.
А. Ткаличева, А. Онербаев